Лог. мозаика 5-6 лет

Содержание
Пояснительная записка ................................................................................................... 3

1.

1.1. Актуальность программы ................................................................................................ 3
1.2. Новизна и педагогическая целесообразность ................................................................ 3
1.3. Цель и задачи программы ................................................................................................ 4
1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих ................................................................................. 4
1.5. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы ......................................................................................................................... 5
1.6. Сроки реализации ............................................................................................................. 5
1.7.

Формы и режим занятий ............................................................................................ 6

2.

Ожидаемые результаты ....................................................................................................6

3.

Диагностический мониторинг ......................................................................................... 6
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
4. Учебно-тематическое планирование..................................................................................7
5. Содержание дополнительной образовательной программы ........................................ 7
6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ........... 14
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса ....14

8.

Библиографический список ...........................................................................................15

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
 Федеральным государственным стандартом дошкольного образования;
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиНом
2.4.1.3049-13);
 Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к
содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования
детей»;
 Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения
до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);
 Учебно-методическим комплектом О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет».
Направленность рабочей программы: данная программа направлена на развитие
фонетико-фонематической стороны речи детей 5 - 6 лет.
1.1. Актуальность
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в
плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать
навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном
развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 5-6
годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень
развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное
отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует
специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная
работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми
расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых
нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Программа логопедического кружка «Логопедическая мозаика» позволяет оказывать
специализированную логопедическую помощь детям 5-6 лет.
1.2. Новизна и педагогическая целесообразность программы
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания
логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с
фонематическими нарушениями речи. Овладение правильным произношением речевых звуков
является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о
механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Содержание рабочей программы
определяется в соответствии с принципами учёта особенностей и закономерностей речевого
развития детей; методах и приемах коррекционного воздействия; системности и комплексности
коррекционной работы по преодолению трудностей в речевом развитии.
При составлении программы были использованы методические разработки О.С. Гомзяк,
О.И. Крупенчук, Т.А. Ткаченко. Данная программа составлена с учётом и

использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и
коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип.
Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей посредством
разнообразных речевых игр и упражнений.
1.3. Цель и задачи программы:
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования
звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения.
Основными задачами логопедической работы являются:
Обучающие:
 формирование умения регулировать силу голоса;
 формирование правильного звукопроизношения;
 формирование связной речи;
 расширение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
 развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха;
 развитие моторики артикуляционного аппарата;
 развитие дыхания;
 развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
 воспитание интереса к родному языку;
 воспитание коммуникативности, успешности в общении;
 воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального благополучияребёнка.
1.4. Отличительные особенности программы
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в речевом развитии,
строится на основе реализации современных технологий:
 Здоровьесберегающие
технологии:
технологии
обеспечения
социальнопсихологического благополучия ребёнка; организация санитарно- эпидемиологического
режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития
ребенка.
 Физкультурно-оздоровительные технологии (дыхательная, пальчиковая гимнастика, Суджок терапия, гимнастика для глаз, физкультминутки).
 Коррекционно-развивающие
технологии
(сказкотерапия,
музыкотерапия,
психогимнастика).
 Педагогические технологии: развивающее обучение (учёт потенциальных возможностей
ребёнка), игровые технологии, педагогика сотрудничества (гуманно- личностный подход
к ребёнку), информационные технологии.
Применение современных технологий в процессе коррекционно-образовательного
процесса создают наиболее благоприятные условия для сохранения физического и психического
здоровья каждого ребенка.
Особенности речи детей 5-6 лет
В 5 лет у большинства детей произношение звуков становится правильным. Однако у
некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих
звуков и Л, Р.

Неправильное произношение звуков сопровождается недоразвитием фонематических
процессов. Но это бывает и у правильно говорящих детей. Дети недостаточно различают звуки,
не способны узнавать отдельные звуки в слове. Хотя уже к 5 годам ребенок должен слышать
наличие определенного звука в слове.
Словарный запас растет не только за счет ознакомления с новыми предметами, их
свойствами и качествами, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет
образования слов при помощи приставок, суффиксов. Ребенок более тонко различает
обобщающие слова, например, не только называет слово животное, но и может сказать дикое
или домашнее. Больше использует прилагательных, наречий. Многие слова из пассивного
словаря переходят в активный.
Несмотря на увеличение словаря, ребенок еще не всегда правильно ими пользуется.
Хорошей проверкой развития словаря является умение детей подбирать противоположные по
смыслу слова (антонимы).
К 6 годам жизни грамматический строй речи уже сформирован правильно, ребенок
пользуется им достаточно свободно. Простые предложения становятся более
распространенными, возрастает количество сложных предложений. Всё же ребенок допускает
ошибки в согласовании слов. В падежных окончаниях существительных во множественном
числе (ножов, карандашов).
Ребенок 5-6 лет может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки,
рассказа, описать те события, которые он видел. Способен самостоятельно составить рассказ по
сюжетной картинке. Но при составлении рассказа по картинке он часто видит только основные
детали, менее важные опускает.
В этом возрасте дети уже могут владеть силой голоса, говорить тише, громче. В
повседневной жизни темп речи умеренный, но при рассказах речь часто замедленна за счет
пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного
фильма. Они говорят быстрее и громче обычного.
Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации
данной программы
На основании Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13,
была определена возрастная категория детей участвующих в реализации дополнительной
образовательной программы 5-6 лет.
1.6. Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения. Учебный год распланирован на 36 учебных
недель с 01.09 по 31.05, составлен годовой календарный учебный график с 01.09 по 31.05.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, дополнительной
образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Образовательная
деятельность с детьми дошкольного возраста осуществляется один раз в неделю – в пятницу, во
вторую половину дня после дневного сна, а продолжительность организованной коррекционноразвивающей деятельности для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут.
Домашние задания воспитанникам не задаются.
Летний период с 01 июня по 31 августа, в данное время организуются летние каникулы.
В дни летних каникул дети посещают дошкольное учреждение, но дополнительная
образовательная программа не реализуется.

Условия приёма детей, система набора
На кружковую деятельность зачисляются дети от 5 до 6 лет, имеющие трудности в
речевом развитии, с целью коррекции речи для дальнейшего успешного освоения основной
образовательной программы ДОУ.
1.7. Формы и режим занятий
Основная форма организации работы с детьми – подгрупповая (10 детей).
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы,
побуждение детей к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой
активности ребенка.
Подгрупповая работа предполагает проведение комплексных занятий с детьми.
Продолжительность занятий составляет 25 минут.
Занятия соотносятся с тематикой лексического материала.
Методы и приемы организации обучения
В содержание занятий включены следующие виды работы:
 Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
 Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов,внимания,
памяти.
 Дыхательные и фонопедические упражнения.
 Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с
музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
 Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук,игры
с су-джок шариками.
 Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связнойречи.
 Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются
нетрадиционные методы, такие как элементы Су-джок терапии, самомассаж ладоней
массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.







2. Ожидаемые результаты
Систематические занятия по данной программе способствуют:
коррекции звукопроизношения;
развитию просодической стороны речи;
формированию слоговой структуры слова;
коррекции лексико-грамматической стороны речи;
формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

3. Диагностический мониторинг
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального речевого развития
детей. Такая оценка производится учителем-логопедом в рамках педагогической диагностики
(оценки индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий) 2 раза в год (сентябрь, май) с применением
диагностического комплекта Романович О.А., Кольцовой Е.П.
«Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет»
(Звукопроизношение. Фонетико-фонематическая система языка, навык звукового анализа).

4. Учебно-тематическое планирование
№
п/п

Тема

Всего

Развитие слухового восприятия на
неречевых звуках.
Развитие слухового восприятия на
2.
речевых звуках.
3. Гласные звуки
4. Согласные звуки
5. Дифференциация звуков
6. Звуковой анализ и синтез
Всего:
1.

Количество часов
Теоретических
Практических
занятий
занятий

1

0

1

1

0

1

6
15
9
4
36

2
5
3
2
12

4
10
6
2
24

5. Содержание дополнительной образовательной программы
№

Неделя

Тема

1.

1

2.

2

Развитие
слухового
внимания и
восприятия
на
неречевых
звуках.
Развитие
слухового
внимания и
восприятия
на речевых
звуках.

3.

3

Звук и буква
У.

Программное содержание
Сентябрь
Формировать слуховое внимание и восприятие
детей на неречевых звуках.
Развивать фонематические процессы.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику детей.
Развивать дыхание, голос.
Воспитывать умение слушать друг друга.
Формировать у детей восприятие речи в процессе
произношения слогов, слов и коротких
предложений.
Познакомить с понятием «слово».
Развивать фонематическое восприятие детей.
Развивать слуховое внимание.
Развивать артикуляционную и пальчиковую
моторику.
Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
Воспитывать у детей аккуратность и умение
пользоваться раздаточным материалом.
Познакомить детей со звуком У, способом его
характеристики с опорой на артикуляцию и
понятием «гласный звук».
Развивать умение выделять начальный ударный
гласный звук в слогах и словах.
Познакомить с буквой У (без установки на
запоминание буквы).
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику детей.
Развивать дыхание и голос.
Закреплять понятие «слово».
Развивать фонематический слух, фонематическое

Форма
Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

4.

4

5.

1

6.

2

7.

3

восприятие.
Воспитывать у детей умение внимательно
вслушиваться в речь педагога.
Звук и буква Познакомить детей со звуком А и его
А.
характеристикой (с опорой на артикуляцию).
Дать понятие о месте нахождения звука в слове
(начало слова).
Познакомить с буквой А (без установки на
запоминание буквы).
Развивать у детей фонематические процессы.
Закреплять понятия «слово», «гласный звук».
Развивать умение выделять ударный гласный
звук в начале слов.
Развивать
умение
составлять
небольшие
предложения.
Развивать моторный праксис, просодические
компоненты языка.
Воспитывать умение слушать друг друга.
Октябрь
Звуки У – А. Развивать
умение
делать
сравнительную
характеристику звукам А и У, подбирать слова
(картинки) на заданный звук.
Закреплять понятия «слово», «гласный звук».
Развивать фонематические процессы.
Закреплять понятие о месте нахождения звука в
слове: звук в начале слова.
Развивать моторный праксис, просодические
компоненты речи.
Выделять звуки из состава слогов, слов (ударный
звук в начале слогов, слов).
Воспитывать у детей усидчивость и умение
обращаться с раздаточным материалом.
Звук и буква Познакомить детей со звуком П и способом его
характеристики с опорой на артикуляционные и
П.
акустические признаки.
Познакомить с понятием «согласный глухой
звук» и местонахождением звука в конце слов.
Учить выделять звук в слогах и словах (конец
слова).
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику детей.
Развивать голос и дыхание.
Развивать фонематические процессы.
Закреплять понятия: «звук», «слово».
Воспитывать у детей умение доводить до конца
начатое дело.
Звук и буква Познакомить детей со звуком О и способом его
О.
характеристики с опорой на артикуляционные
признаки.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику детей.
Развивать голос и дыхание.

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

8.

4

Звук и буква
И.

9.

5

Звук и буква
М.

10.

1

Звук и буква
Н.

11.

2

Звук и буква
Т.

12.

3

Звук
Ть.
Буква Т.

Развивать фонематические процессы.
Закреплять понятия: «звук», «слово».
Развивать умение выделять гласный звук в начале
слов.
Воспитывать речевое внимание детей.
Познакомить детей со звуком И и его акустикоартикуляционной характеристикой.
Развивать общую, мелкую, артикуляционную
моторику детей.
Закреплять понятия: гласный звук, слог, слово.
Автоматизировать звук И в слогах, словах и
предложениях.
Воспитывать у детей навык обращения с
раздаточным материалом.
Познакомить детей со звуком М.
Развивать умение характеризовать звук М по
акустическим и артикуляционным признакам
(«согласный звонкий звук»).
Познакомить с буквой М.
Закреплять понятие о месте звука в слове.
Упражнять детей в делении слов на слоги.
Развивать фонематические процессы.
Воспитывать умение вслушиваться в речь
взрослого.
Ноябрь
Познакомить детей со звуком и буквой Н.
Развивать умение характеризовать звук Н по
акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять детей в делении слов на слоги; в
определении места звука в слове.
Развивать фонематические процессы.
Учить детей составлять звуковые схемы и
анализировать их.
Воспитывать у детей умение выслушивать
вопросы педагога до конца.
Познакомить детей со звуком и буквой Т.
Развивать умение характеризовать звук Т по
акустическим и артикуляционным признакам,
анализировать прямые слоги.
Развивать у детей фонематические процессы.
Закреплять понятия: слог, слово, предложение.
Упражнять в выделении звука Т в конце и начале
слов.
Воспитывать умение внимательно слушать
педагога, выполнять поставленную задачу.
Познакомить детей со звуком Ть и его
характеристикой.
Познакомить с понятием «согласный мягкий
звук».
Развивать у детей фонематические процессы.
Упражнять в звуковом анализе слогов.

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

13.

4

Звук и буква
К.

14.

1

Звук
Кь.
Буква К.

15.

2

Звуки Кь –
К. Буква К.

16.

3

Звук и буква
Б.

17.

4

Звук
Бь.
Буква Б.

Упражнять в делении слов на слоги.
Упражнять в определении места звука в слове.
Формировать навык контроля над правильным
произношением звуков.
Познакомить детей со звуком К и способом его
характеристики
по
акустическим
и
артикуляционным признакам.
Познакомить с буквой К.
Закреплять у детей понятия: гласный, согласный
твердый звуки.
Упражнять в определении места звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе слогов с
выкладыванием схемы.
Воспитывать у детей умение выслушивать вопрос
до конца и давать ответ полным предложением.
Декабрь
Познакомить детей со звуком Кь и способом его
характеристики
по
артикуляционным
и
акустическим признакам.
Упражнять детей в делении слов на слоги.
Учить определять место звука в словах.
Упражнять в звуковом анализе прямых и
обратных слогов.
Развивать умение составлять предложения и
анализировать их.
Воспитывать умение выслушивать ответы своих
товарищей.
Научить детей различать звуки К - Кь по
акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять детей в делении слов на слоги.
Развивать дыхание, голос и мимическую
мускулатуру лица.
Упражнять в выделении звуков из слов.
Воспитывать
у
детей
самоконтроль
за
произношением звуков.
Познакомить детей со звуком Б и научить
характеризовать его с опорой на различные виды
контроля.
Развивать у детей фонематические процессы.
Упражнять в делении слов на слоги.
Развивать
общую
и
мелкую
моторику,
дыхательные и голосовые функции.
Воспитывать у детей умение правильно
обращаться с раздаточным материалом.
Познакомить детей со звуком Бь и буквой Б.
Развивать умение характеризовать звук Бь по
акустическим и артикуляционным признакам.
Развивать у детей фонематические процессы.
Закреплять понятия: слог, слово, предложение.
Упражнять в выделении звука Бь в конце и
середине слов.
Воспитывать у детей аккуратность.

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

18.

3

Звук и буква
Э.

19.

4

Звуки Г –
Гь. Буква Г.

20.

5

Звук
Ль.
Буква Л.

21.

1

Звук и буква
Ы.

22.

2

Звук и буква
С.

23.

3

Звук

Сь.

Январь
Познакомить детей со звуком и буквой Э.
Развивать умение характеризовать звук Э по
акустическим и артикуляционным признакам.
Развивать у детей мелкую, общую и
артикуляционную моторику.
Упражнять в делении слов на слоги.
Упражнять в звуковом анализе прямых и
обратных слогов.
Воспитывать
аккуратное
обращение
с
раздаточным материалом.
Познакомить детей со звуками Г и Гь, научить
давать их сравнительную характеристику.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику детей.
Развивать умение делить слова на слоги.
Упражнять в звуковом анализе слогов и слов.
Воспитывать самоконтроль за произношением
звуков.
Познакомить детей со звуком Ль и буквой Л;
Развивать умение характеризовать звук Ль по
акустическим и артикуляционным признакам.
Развивать у детей фонематические процессы.
Упражнять детей в звуковом анализе прямых и
обратных слогов и в делении слов на слоги.
Упражнять в выделении звука Ль в начале,
середине и конце слов.
Воспитывать у детей аккуратность.
Февраль
Познакомить детей со звуком Ы и буквой Ы.
Развивать умение характеризовать звук Ы.
Упражнять детей в делении слов на слоги,
предложений на слова.
Развивать фонематические процессы.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику детей.
Воспитывать
навык
самоконтроля
над
произношением звуков.
Познакомить детей со звуком и буквой С.
Развивать умение характеризовать его по
акустическим и артикуляционным признакам.
Познакомить с понятием «предложение».
Упражнять детей в делении слов на слоги,
предложений на слова.
Упражнять в звуковом анализе слов, состоящих
из трех звуков.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику.
Воспитывать у детей умение следить за
правильным произношением звуков в спонтанной
речи.
Развивать умение детей характеризовать звук Сь,

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,

Буква С.

24.

4

Звук и буква
Ш.

25.

1

Звуки С –
Ш.

26.

2

Звуки Х –
Хь. Буква Х.

27.

3

Звуки В –
Вь. Буква В.

28.

4

Звук
Буква З.

З.

с опорой на различные виды контроля.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику детей.
Развивать умение анализировать слоги, слова и
предложения.
Развивать фонематические процессы.
Воспитывать у детей привычку аккуратно
обращаться с раздаточным материалом.
Познакомить детей со звуком Ш и научить
характеризовать его по акустическим и
артикуляционным признакам.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику детей.
Развивать фонематические процессы.
Упражнять в анализе слов и предложений.
Воспитывать у детей самоконтроль.
Март
Развивать умение детей анализировать звуки С и
Ш в сравнительном плане.
Упражнять детей в звуковом анализе слов.
Упражнять в делении слов на слоги, предложений
на слова.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику детей.
Воспитывать у детей умение следить за
правильным произношением звуков в спонтанной
речи.
Развивать умение характеризовать звуки Х и Хь
по акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять детей в определении места звуков в
словах.
Развивать фонематические процессы.
Воспитывать у детей умение вслушиваться в
свою речь и речь окружающих.
Развивать умение детей характеризовать звуки В
и Вь в сравнительном плане.
Развивать умение анализировать предложения,
слова и слоги.
Развивать фонематические процессы.
Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Развивать умение характеризовать звук З с
опорой на акустические и артикуляционные
признаки.
Развивать умение анализировать предложения.
Упражнять в звуковом анализе слов, состоящих
из трех звуков.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику.
Воспитывать у детей умение следить за
правильным произношением звуков в спонтанной
речи.
Апрель

игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

29.

1

30.

2

31.

3

32.

4

33.

5

34.

3

Звук
Зь. Развивать умение характеризовать звук Зь с
Буква З.
опорой на различные виды контроля.
Продолжать упражнять в анализе слогов.
Упражнять в анализе слов и предложений.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность при использовании
раздаточного материала.
Звук и буква Развивать умение характеризовать звук Ж по
Ж.
акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в анализе слов и предложений.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику.
Развивать фонематические процессы.
Воспитывать умение выслушивать товарищей, не
перебивая их.
Звуки З – Ж. Развивать умение различать звуки Ж и З по
акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в различении звуков Ж и З на
материале слогов, слов и предложений.
Развивать умение составлять и анализировать
предложения.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику.
Воспитывать
умение
отвечать
распространенными
предложениями
и
анализировать предложения.
Звуки Д – Познакомить детей со звуками Д и Дь, развивать
Дь. Буква Д. умение различать их по акустическим и
артикуляционным признакам.
Упражнять в определении места звуков в словах.
Упражнять в делении слов на слоги.
Развивать умение анализировать слова и
выкладывать их графическую схему.
Воспитывать аккуратность при использовании
раздаточного материала.
Звуки Ф – Познакомить детей со звуками Ф и Фь, развивать
Фь. Буква Ф. умение различать их по акустическим и
артикуляционным признакам.
Развивать фонематические процессы.
Упражнять в составлении предложений и делении
их на слова.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику.
Развивать просодические компоненты речи.
Воспитывать самоконтроль за речью.
Май
Повторение Закрепление изученных гласных звуков.
Упражнять в составлении и распространении
гласных
предложений.
звуков.
Развивать фонематическое восприятие, внимание,
память; навыки звукового анализа.
Воспитывать навыки самоконтроля за

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Беседа,
игра

35.

4

Повторение
согласных
звуков

36.

5

Повторение
согласных
звуков

6.

правильным произношением звуков.
Закрепление изученных согласных звуков.
Упражнять в составлении и распространении
предложений.
Развивать
фонематическое
восприятие;
внимание, память; навыки звукового анализа.
Воспитывать
навыки
самоконтроля
за
правильным произношением звуков.
Закрепление изученных согласных звуков.
Упражнять в составлении и распространении
предложений.
Развивать
фонематическое
восприятие;
внимание, память; навыки звукового анализа.
Воспитывать
навыки
самоконтроля
за
правильным произношением звуков.

Беседа,
игра

Беседа,
игра

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010.
– 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей
логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2009. - 128 с.
3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: комплексная методика
коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия
«Уроки логопеда»).
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи.
6. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
7. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка
дошкольников к чтению и письму»).
8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
7. Описание материально-технического обеспечения
коррекционно-развивающего процесса
Создание предметно-развивающей среды в условиях логопункта. Логопедический
кабинет содержит игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия,
формирования первичных представлений о цвете и форме предметов. Кроме того, в кабинете
имеются: сюжетные картинки, картинки - пейзажи по временам года; наборы по развитию речи
по лексическим темам: одежда, посуда, птицы, дикие и домашние животные и их детеныши и
т.д.; разнообразные дидактические игры. Таким образом, в логопункте имеются:
1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
2. Дидактические игры, лото для развития грамматического строя речи («Один
много», «Назови ласково» и др.)
3. Пособия для проведения артикуляционной гимнастики.

4. Пособия для развития мелкой моторики (сборные фигурные игрушки,
пирамидки, бусы, вкладыши и др.).
5. Приспособления для изобразительной деятельности.
6. Диагностические материалы.
7. Столы с пристроенными зеркалами.
8. Стулья.
9. Детские эспандеры, шарики су-джок.
10. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки,
свистульки, дудочки, сухие листики и т. п.).
11. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики,звучащие
мячики и волчки).
12. «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками или крупами.
13. Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластиковые стаканчики).
14. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью,
морскими камешками) и мелкими игрушками.
15. Фланелеграф.
16. Мольберт.
17. Резиновые мячи.
18. Кубики с картинками «Игрушки», «Домашние животные», «Сказки» (4-12частей).
19. Куклы средних размеров.
8. Библиографический список
Список литературы
1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий по преодолению недоразвитий
фонетической стороны речи у старших дошкольников», Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
3. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путьразвития
речи// Журнал «Логопед», 2007 №3 - с. 26-32.
4. Диагностика речевого развития дошкольников. / Под редакцией О.С. Ушаковой. –М.,
1997.
5. Дневник учителя-логопеда ДОУ: планирование деятельности, отчетность / авт.-сост. В.В.
Докутович, Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 67 с.
6. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы / Под ред. О.А. Степановой.
– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Логопед в ДОУ).
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
8. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация
работы/ Ю.В. Иванова. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008. – 160.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия по
формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ОНР», Москва
«Гном-пресс», 1999.
10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Дидактический материал по исправлению
дефектов произношения звуков», Москва «Гном-пресс», 1999
11. Летуновская Т.А., Сеничкина В.В. Учебная программа «Коррекция речевых нарушений
на дошкольном логопункте»// Дошкольная педагогика. 2011, №12, стр. 27-35.
12. Логопедия/ Под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2003.

13. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб: Союз,
2004.
14. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей
с нарушениями речи. Учебное пособие. Авторы программы: Т.Б. Филичева, Г.В.
Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Туманова, А.В. Лагутина. – 3-е издание. М.:
«Просвещение», 2010. – 271 с.
15. Строкова А.А. Программа для логопедов по курсу «Развитие речи» в условиях
логопедического пункта ДОУ// Дошкольная педагогика. 2013, №8, стр. 27-33.
Электронные средства обучения и интернет-ресурсы:
1. Электронная библиотека учебных (картинных) материалов.
2. Электронная библиотека методической литературы.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет» - альбом упражнений по обучению грамоте
детей
старшей
логогруппы»,
Москва
«ГНОМ»,
2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».