СМАЙЛИКИ

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.

Паспорт программы
Пояснительная записка
Ожидаемые результаты освоения программы
Перспективный план работы
Используемая литература

2

Паспорт программы
Полное
наименование
программы:
программа
дополнительного
образования детей 6-7 лет «Студия музыкального творчества Смайлики»
Организация-исполнитель: МАОУ «СОШ №12» СП «Детский сад»
Адрес: г. Соликамск, ул. Набережная д.170, тел. 8(34253)7-16-40
ФИО автора: Мальцева Наталия Габдулхановна, музыкальный руководитель
География программы: программа реализуется на базе МАОУ «СОШ №12»
СП «Детский сад»
Целевая группа: дети подготовительных к школе групп
Цель программы: формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие певческих навыков
Направление: художественно-эстетическое развитие
Вид программы: модифицированная

Пояснительная записка
3

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,
обладающий
большим
потенциалом
эмоционального,
музыкального,
познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная
отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный
звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна,
тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того
успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические
функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребенок учится
взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс,
связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение,
эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно,
природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел
легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые
на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на
обменные процессы, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая
сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных,
творческих способностей, исполнительского мастерства.
Цель: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие
певческих навыков.
Задачи:
1.
Формирование интереса к вокальному искусству.
2.
Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
3.
Развитие умений различать звуки по высоте.
4.
Формирование четкой дикции, правильного певческого дыхания,
артикуляции.
5.
Развитие умения петь выразительно, передавая характер песни.
Планируемый результат:
1. Дети овладевают навыками пения: поют легко, не форсируя звук, с четкой
дикцией, удерживают дыхание до конца фразы.
2.Дети овладевают простейшими навыками игры на музыкальных
инструментах; усваивают ритмический рисунок, движение мелодии, играют
слаженно.
3.Дети эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают
их.
Программа дополнительного образования «Студия музыкального творчества
"Смайлики"» расчитана на 1 год, для детей 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 30 минут, в свободное от основной образовательной деятельности время.
Программа включает подразделы:

развитие музыкального слуха и голоса;

песенное творчество;
4


певческая установка;

певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки
эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование;
навык выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые
занятия.
Структура занятия.
1. Вводная часть
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к
разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика,
интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения
для распевания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам.
Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания
по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным
исполнением.
Методические приемы:
1. Прием разучивания песен проходит по трем этапам:

знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его
как стихотворение, спеть без сопровождения)

работа над вокальными и хоровыми навыками;

проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному,
пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:

пение песни с полузакрытым ртом;

пение песни на определенный слог;

проговаривание согласных в конце слова;

произношение слов шепотом в ритме песни;

выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

остановка на отдельном звуке для уточнения правильности
интонирования;

анализ направления мелодии;

использование элементов дирижирования;

пение без сопровождения;

зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
5





выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
оценка качества исполнение песни

6

Перспективный план работы
Содержание
работы
1.Коммуникативная
игра-приветствие.

Октябрь
Задачи
Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному
звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать
2.Артикуляционная
интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных
гимнастика по
системе В. Емельянова. и согласных звуков. Следить за правильной певческой
артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу
3.Интонационноартикуляционный аппарат; Проговаривать с разной
фонетические
интонацией (удивление, повествование, вопрос,
упражнения.
восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не
повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те
же).
Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и
4.Скороговорки.
скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.
Чистоговорки.
5. Упражнения для
распевания.

6. Песни.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание между музыкальными фразами и
перед началом пения;
Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном
темпе и напевно в умеренном;
Петь естественным звуком, выразительно, выполнять
логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо
пропевать гласные и согласные в словах.

7

Музыкальный материал
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и
понижая голос)
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
«Говорил попугай попугаю».
«Тигры».
«Вёз корабль карамель».
«Кит-рыба».
«Котенок и бабочка»
«Птичка и Лиса»
«Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой
«Гномики» муз. и сл. К.Костина,
р.н.п. «Ходила младешенька»

Содержание работы

Ноябрь
Задачи

Психологическая настройка на занятие.
Подготовка голосового аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению. Способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
3.Интонационно-фонетические Упражнять в точном интонировании трезвучий,
удерживать интонации на повторяющихся звуках.
упражнения.
Выравнивание гласных и согласных звуков.
Формировать звучание голоса ближе к фальцетному.
Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
4.Скороговорки.
работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с
Чистоговорки.
разной интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать действия). Петь на
одном звуке.
5 Упражнения для распевания. Расширять диапазон детского голоса. Учить точно
попадать на первый звук. Продолжать учить детей
петь естественным голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание между музыкальными
6. Пение.
фразами и перед началом пения. Петь выразительно,
передавая динамику не только куплета к куплету, но
и по музыкальным фразам. Выполнять паузы, точно
передавать ритмический рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно,
широко, с музыкальным сопровождением и без него.
1. Игра-приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

8

Музыкальный материал
Упражнения: 1. «В гости».
2. «Здравствуйте».
М. Картушина.
Упражнения:
1. «Обезьянки».
2. «Весёлый язычок».
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Фокус-покус».
«Чудо-лесенка».
«Храбрый портняжка» А.Евтодьевой
«Сонная песенка» русский текст О. Петерсон,
муз. Р. Паулса,
«Пестрый колпачок» Г.Струве.

Содержание работы

Декабрь
Задачи

Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием голоса.
3.Интонационно-фонетические Учить детей соотносить своё пение с показом рук,
добиваясь при этом осмысленного, эстетичного,
упражнения.
выразительного и разнообразного музыкального
действия. Использовать карточки для работы руками
по извлечению звука.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
4.Скороговорки, стихи.
работу артикуляционный аппарат; Развивать
образное мышление, мимику, эмоциональную
отзывчивость. Учить детей использовать различные
эмоциональные выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.
5 Упражнения для распевания. Закреплять у детей умение удерживать интонацию
на одном повторяющемся звуке; точно
интонировать интервалы. Упражнять в точной
передаче ритмического рисунка мелодии хлопками
во время пения.
Побуждать детей к активной вокальной
6. Пение.
деятельности.
Учить детей петь в унисон, а капелла.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как
ниточку.
Способствовать развитию у детей выразительного
пения, без напряжения, плавно, напевно
1. Коммуникативная играприветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

9

Музыкальный материал
1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и
понижая голос).
Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной
последовательности
«По волнам», «Качели», «По кочкам».
Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
«Храбрый портняжка»,
«Золушка и сестры» А.Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый репертуар.
«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г.
Гладкова
«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А.
Пинегина

Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационнофонопедические упражнения.

4. Скороговорки.
Стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение

Январь
Задачи
Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.
Подготовить речевой аппарат к дыхательным и
звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.
Учить детей ощущать и передавать интонацию в
пении упражнений. Учить детей «рисовать»
голосом, пропевать ультразвук. Учить детей
соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при
этом осмысленного, эстетичного, выразительного и
разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы руками по
извлечению звука.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат. Формировать
слуховое восприятие. Учить детей использовать
различные эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо
Продолжать работу над развитием голоса детей.
Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого
интервала
Продолжать учить детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно брать дыхание
между музыкальными фразами и перед началом
пения;
Совершенствовать умение вовремя начинать пение
после музыкального вступления, точно попадая на
первый звук;
Чисто интонировать в заданном диапазоне;
Закреплять навыки хорового и индивидуального
пения с музыкальным сопровождением и без него.
Совершенствовать исполнительское мастерство.

10

Музыкальный материал
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и
нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й – а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).
Чтение текста песен.
Знакомый репертуар.
1. «Волк и красная шапочка»
2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой
Повторение знакомых песен

Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационнофонопедические упражнения.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.
6. Песни.

Февраль
Задачи
Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу
вверх и сверху вниз с показом движения рукой.
Исполнять в среднем и низком регистрах.
Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом
силу звучания. Развивать ритмический слух.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с
разной интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать действия).
Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.
Развивать артикуляцию, прикрытый звук.
Уточнить умение детей вовремя вступать после
музыкального вступления, точно попадая на первый
звук;
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Совершенствовать умение детей петь с
динамическими оттенками, не форсируя звук при
усилении звучания.
Развивать вокальный слух, исполнительское
мастерство, навыки эмоциональной
выразительности.
Учить детей работать с микрофоном.

11

Музыкальный материал
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и
понижая голос)
«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.
«Мороз» (по методу Емельянова)
«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»
«Три медведя» А.Евтодьевой
Знакомые распевки.
«Песенка о капитане» Дунаевский
«Любимый папа» сл. Ю. Энтина
муз. Д. Тухманова

Содержание работы
1. Игра-приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационнофонопедические упражнения.
4.Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Март
Задачи
Психологическая настройка на занятие.
Подготовка голосового аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению. Способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Формировать звучание голоса в разных регистрах,
показывая высоту звука рукой Следить за
правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с
разной интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать действия). Петь на
одном звуке.
Расширять диапазон детского голоса. Учить детей
точно попадать на первый звук. Самостоятельно
попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание,
уметь интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а капелла,
пропевать звуки, используя движения рук.
Способствовать развитию у детей выразительного
пения, без напряжения, плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей петь под
фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру (культуру речи
и движения).

12

Музыкальный материал
Упражнения: «В гости».
«Здравствуйте».
Картушина.
Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка»
«Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.
«Теремок» Л.Олифировой
«Вот такая чепуха» И.Рыбкиной
«Мамочка моя»
«Мамина песенка» М. Пляцковский

Апрель
Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Задачи
Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием голоса.
3.Интонационно-фонетические Формировать более прочный навык дыхания,
укреплять дыхательные мышцы, способствовать
упражнения.
появлению ощущения опоры на дыхании,
тренировать артикуляционный аппарат.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
4.Скороговорки, стихи.
работу артикуляционный аппарат; Развивать
образное мышление, мимику, эмоциональную
отзывчивость. Формировать слуховое восприятие.
Учить детей использовать различные
эмоциональные выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.
5. Упражнения для распевания. Добиваться более лёгкого звучания; развивать
подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном повторяющемся
звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического рисунка мелодии
хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение детей,
уметь раскрепощаться.
Продолжать учить детей петь естественным
6. Пение.
голосом, без напряжения, правильно брать дыхание
между музыкальными фразами, и перед началом
пения.
Закреплять навыки хорового и индивидуального
выразительного пения.

13

Музыкальный материал
1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и
понижая голос).
Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Я хороший»,
«Да и нет» В.Н.Петрушина.
1. «Стрекоза и рыбка»
2. «Кот и петух» А.Евтодьевой
1. укр.н.п «Веснянка»
2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой

Май
Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Задачи
Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.
Закреплять работу по развитию певческого голоса,
способствовать правильному звукообразованию,
охране и укреплению здоровья детей. Подготовить
речевой аппарат к работе над развитием голоса.
3.Интонационно-фонетические Закреплять умение выстраивать голосом звуковую
линию;
упражнения.
Закреплять умение детей соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и разнообразного
музыкального действия. Использовать карточки для
работы руками по извлечению звука.
Закреплять умение детей чётко проговаривать текст,
4.Скороговорки, стихи.
включая в работу артикуляционный аппарат;
Развивать образное мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.. Использовать
различные эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
5.Упражнения для распевания. Повысить жизненный тонус, настроение детей,
эмоциональное благополучие, уметь
раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки
детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
6. Пение.
Петь естественным звуком без напряжения;
Чисто интонировать в удобном диапазоне;
Петь а капелла, под аккомпанемент, под
фонограмму;
Слышать и оценивать правильное и неправильное
пение

14

Музыкальный материал
1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.
«Прогулка» М. Лазарев.
Проговаривание текста песен, попевок.
Знакомый репертуар.
«Только смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый репертуар.
«Любимый детский сад» К.Костина
«В самый первый раз» Н.Разуваевой.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые
народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом
наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме
концерта.
Диагностика уровня развития певческих умений
№ Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка/б
п/п
0
н
с
.

1

Качественное исполнение знакомых песен.

2

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3
4

Умение импровизировать
Навыки выразительной дикции

.
.
.

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

15

в

Перечень программно-методического обеспечения
1.
Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при
разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных
инструментах.
2.
Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над
песней.
3.
Пальчиковая
гимнастика
помогает
детям
отдохнуть,
расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на
детских музыкальных инструментах.
4.
Артикуляционная гимнастика.
5.
Программы, сценарии концертов.
6.
Сборники песен, попевок.
7.
Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски 
фонограммы
используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в
самостоятельной деятельности.
8.
Ноутбук  презентации для знакомства с новыми музыкальными
произведениями, с песнями.

16

Список литературы
1. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор»,
1989 г.
1.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», СПб, 2010.
4.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
5.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников.
М. Просвещение, 1982г.
6.
Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования
для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
7.
Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
8.
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.
АРКТИ, 2000г.
9.
Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение,
1986г.
10.
Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное
воспитание № 9, 1988г.
11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. Просвещение, 1984г.
12.
Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М.
Музыка, 2004г.
13. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка,
1990г.
14.
Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по
обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д,
2002г.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».