СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) Пояснительная записка Цели программы Задачи Принципы построения программы Отбор познавательных задач Методы и формы решения поставленных задач Примерное распределение учебного материала Тематическое планирование занятий Прогнозирование результатов Методики диагностики Список используемой литературы Пояснительная записка Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет. Уже в предшкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления: 1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.; 2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы; организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления. Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе. Однако если эти составляющие мышления не будут элементарно сформированы при подготовке ребёнка к обучению в школе, то в начальном звене, на каждом из уроков по различным предметам, придаётся давать учащимся задания на развитие логического мышления. Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребёнок к 5 – 7 годам обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту поступления в школу дошкольники должны обладать элементарными навыками и умениями в рассуждениях, пробовать делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, овладеть способами познания предметов и окружающего мира. Поэтому для развития мышления, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо: учить детей находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей; учить детей видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы явлениях; формировать и развивать основные операции мышления; учить детей выдвигать идеи и проверять их истинность на практике; учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально разрабатывать их. Цель программы – развитие логического мышления детей; знакомство с операциями логического мышления; повышение интереса к процессу познания нового как для себя, так и для окружающих людей; воспитание творческой активности, мыслящей личности. В связи с этим выдвигаются следующие задачи: 1) Придать обучению развивающий характер. 2) Обеспечить максимальную активность детей в самостоятельном процессе познания. 3) Обеспечить интеграционный подход к содержанию и приёмам организации педагогического процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развития ребёнка. 4) Формировать благоприятную среду обучения и развития с учётом возрастных особенностей детей. 5) Работать в тесной связью с жизнью, окружающим миром. Принципы построения программы 1) Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей. 2) Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений. 3) Личностно – ориентированный подход к детям. 4) Изучение интересов и потребностей детей. 5) Практическое участие и наглядное оформление. 6) Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы. Отбор познавательных задач осуществлён исходя из современных требований к обучению старших дошкольников. В частности, они позволяют научить детей: описывать признаки предметов, слов, чисел; узнавать предметы по заданным признакам; определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, слова, числа; обобщать; классифицировать предметы, слова, числа; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; определять отношения между предметами типа род – вид, часть – целое и т.д. давать определения тем или иным понятиям; развивать мыслительные операции анализа и синтеза; развивать речь, находчивость, сообразительность. Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на организацию умственного развития ребёнка. Занятия проводятся один раз в неделю, но материал, предлагаемый детям, можно использовать в различных видах деятельности. Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от поставленных задач, по выбору педагога: самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность; практикумы; игры; упражнения; тренинги и т.д. Методы и формы решения поставленных задач Занятия по логике делятся на несколько видов: 1) Обучающие занятия. На этих занятиях детально разбираются понятия, определения признаков предметов. Обучение начинается со знакомства с предметом логики,его основными категориями. 2) Закрепляющие занятия. Предполагают повтор изученного материала. Некоторые задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. И в том, и в другом случае опора делается на полученные знания детей. 3) Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны уметь выполнить знакомые или аналогичные задания. На занятиях по логике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе которых дети получают необходимые знания, умения, вооружаются навыками работы с логическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины, предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям. Примерное распределение учебного материала по программе: Сентябрь 1) Логика. Что это такое? 2) Загадки. Анализ построения. 3) Анализ. Синтез. Признаки предметов. 4) Цвет. Форма. Размер. Октябрь 1) Вкус. Запах. Материал. 2) Живое – неживое. К какой группе относится. Использование человеком. 3) Сравнение. Сериация. Вид – род. 4) Отрицание. Ограничение. Ноябрь 1) Обобщение. Классификация. 2) Что лишнее? Чего не хватает? Придумывание загадок. Декабрь 1) Алгоритм отгадывания. 2) Суждения. 3) Умозаключения. 4) Ожившие фигуры. Преобразования. Январь 1) Чего на свете не бывает? 2) Логика в математике. 3) Логика и наша речь. Февраль 1) Логика в окружающем мире. 2) Ощущения. Восприятия. Представления. 3) Понятие. Абстрагирование. Март 1) Слова. Определения. 2) Части – целое. Причина – следствие. 3) Последовательность. Противоположность. 4) Количественные и качественные соотношения предметов. Апрель 1) Логические пары. Логические цепочки. 2) Сочинение на заданную тему. 3) Чего только не услышишь. Взгляд с позиции другого. Май 1) Нелогичные ситуации. 2) Поиск способов применения предметов. 3) Логические примеры и логические задачи. ВСЕГО: 32 занятия Тематическое планирование образовательной деятельности по развитию логического мышления детей 6-7 лет (1 час в неделю, 32 часа) № Тема Задачи Содержание 1 «Логика. Что Познакомить детей с предметом 1 Знакомство с предметом это такое?» логики. Дать представление о «логика». познании человеком окружающего 2 Игра «Я знаю…» (с мячом) мира, об основных формах 3 Упражнение «Кто чувственного познания и наблюдательнее?» абстрактного мышления. 4 Беседа о временах года. Формировать умения детей активно 5 Дидактическая игра «Что включаться выполнить поставленную сначала, что потом» задачу самостоятельно, точно. (коллективная) 6 Графическое упражнение. 2 Загадки. Учить детей отгадывать загадки, 1 Беседа о загадках. Анализ уметь объяснить по какому признаку 2 Классификация загадок. построения. они догадались, о чём идёт речь. 3 Упражнение «Отгадай загадку – Упражнять в умении выделять нарисуй отгадку» главное, отвлекаясь от 4 Игра «Где игрушка?» второстепенного. Познакомить детей 5 Беседа о временах года «Когда с загадкой, как одной из единиц это бывает?» познания окружающего мира. 6 Графическое упражнение. 3 Анализ. Познакомить детей с понятием 1 Беседа о предметах которые нас Синтез. «признак предмета», упражнять в окружают. Признаки умении вычленять отдельные 2 Упражнение «Определи предмет предметов. признаки предметов. Развивать у на ощупь» детей умение мыслить с помощью 3 Упражнение «Узнавание разнообразных логических приёмов, предмета по заданным признакам» проводить простейший анализ и 4 Игра «найди отличия» синтез. 5 Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам» 6 Графическое упражнение. 4 Цвет. Форма. Учить детей вычленять в предметах 1 Повторение предыдущей темы, Размер. данные признаки, обосновывать его вычленение первых трёх выбор, доказывать его признаков предметов: цвет, форма, целесообразность. Развивать размер. сенсорное восприятие, умение 2 Упражнение «Кто выполнять задание по инструкции. наблюдательнее?» Активизировать речь детей, учить 3 Игра «Круг, треугольник, детей рассуждать вслух. квадрат» 4 Игра «Определи фигуру» 5 Игра «Цвет» 6 Графическое упражнение. 5 Вкус. Запах. Познакомить детей с ещё 1 Вычленение специфических Материал. некоторыми признаками предметов, признаков предмета (вкус, запах) характерных не для всех предметов, а 2 Игра «Угадай на вкус» только для специфических. 3 Игра «Определи по запаху» Упражнять детей в соотношении 4 Упражнение «Что из чего?» 6 7 предмета с материалом, из которого он изготовлен. Поощрять и поддерживать интерес детей к выполнению заданий. Живое – Учить детей определять по неживое. К существенным признакам отношение какой группе предмета к определённой группе. относится. Выяснить значение каждого из Использовани предметов для использования е человеком. человеком. Упражнять детей в установлении причинно – следственных связей, в умении видеть результат, полученный в ходе определённой работы. Сравнение. Формировать и развивать у детей Сериация. основные операции мышления. Вид – род. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид – род. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 8 Отрицание. Ограничение. 9 Обобщение. Классификаци я. 10 Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа. 5 Упражнение на выделение признаков предметов. 6 Графическое упражнение на тренировку памяти. 1 Беседа по теме. Знакомство со способами группировки предметов по какому – либо признаку. 2 Игра «Живое – неживое» 3 Упражнение «Предметное лото» 4 Упражнение «Продолжи предложение» 5 Закрепление знаний о сезонных явлениях. 6 Графическое упражнение. 1 Закрепление всех признаков предметов. 2 Упражнение «Цепочка слов» 3 Изучение и знакомство с новыми понятиями. Игра «Сравнение». Как нужно сравнивать. Как нельзя сравнивать. 4 Игра «Найди родню» 5 Упражнение «Доскажи словечко» 6 Графическое упражнение на тренировку памяти. 1 Закрепление видовых и родовых понятий. Игра «Рыбы – птицы – звери» 2 Упражнение «Наоборот» 3 Работа с предметами. Игра «Что загадали?» 4 Игра «Определи фигуру» 5 Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания) 6 Графическое упражнение. 1 Упражнение «Продолжи ряд» 2 Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение». 3 Работа в малых группах на классификацию предметов и явлений. 4 Игра «Подбери по смыслу» 5 Игра «Круг – кружочек» 6 Графическое упражнение. Познакомить детей с классификацией предметов и её существенными признаками (естественными и основными) и не существенными (вспомогательными). Учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать свойства объектов для достижения поставленной цели. Что лишнее? На основе полученных знаний, учить 1 Беседа по прошлой теме, Чего не детей видеть противоречия, закрепление приёмов обобщения и хватает? устранять ошибку, которую они классификации. считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал. 11 Придумывани е загадок. Упражнять детей в придумывании загадок, отражая в них характерные признаки предмета, о котором идёт речь. Развивать абстрактное мышление, воображение . Формировать творческую активность, развивать речь. 12 Алгоритм отгадывания. Упражнять детей в умении анализировать, выдвигать идеи и проверять их истинность на практике. Развивать умственную активность детей, способность мыслить логично, использовать умение оперировать полученными знаниями. 13 Суждения. Упражнять детей в умении утверждать или отрицать признаки предметов или их отношений. Учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально разрабатывать их. Формировать активность и личное участие в выдвижении тех или иных суждений. 14 Умозаключен ия. Учить детей делать выводы, опираясь на факты обследования; получать заключение по определённым правилам вывода. Упражнять в установлении связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим. 2 Упражнение «Пропущенные фигуры» 3 Игра «Чего без чего не бывает» 4 Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает» 5 Игра «Что лишнее? Кто Лишний?» 6 Графическое упражнение по образцу «Закономерность» 1 Работа с различными видами загадок. 2 Разгадывание ребусов, шарад 3 Беседа по теме. Определение структуры и плана построения загадки. 4 Придумывание загадок детьми. Анализ результатов. 5 Игра «Лото загадок» 6 Упражнение на ориентировку «Красный, жёлтый, зелёный» 1 Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам» 2 Установление алгоритма отгадывания. 3 Упражнение «Шумно, вкусно, кругло, красно» 4 Работа в группах по карточкам (одна группа загадывает предмет, другая, используя алгоритм, отгадывает) 5 игра «Цепочка слов» 6 Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой» 1 Игра «Хорошо – плохо» 2 Закрепить времена года и их признаки. Высказать своё суждение о них. 3 Упражнение «Вопрошайка» 4 Игра «Интеллектуальный теннис» 5 Упражнение «Закончи предложение – выскажи суждение» 6 Графический диктант. 1 Игра «Что сначала, что потом» 2 Природные явления и времена года: взаимосвязь, смена, признаки. 3 Упражнение «Вывод» 4 Упражнение «По какому признаку?» 15 Ожившие фигуры. Преобразован ия. Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Во время преобразования фигур формировать умения учитывать все факторы преобразования. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче. 16 Чего на свете Формировать у детей образное не бывает? мышление, фантазию, умение логично высказывать своё суждение. Развивать творческую и речевую активность, лингвистическое мышление. 17 Логика в Учить детей мыслить логически и математике. творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного. 18 Логика и наша Упражнять детей в умении выражать речь. свои мысли, слушать и понимать других. Развивать навыки речевого общения, умение правильно и логично строить фразы. 19 Логика в Учить детей находить и вычленять окружающем логические связи в окружающем мире. мире, делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. Развивать познавательную активность детей. 5 Весёлая игра на внимание и мышление «Он – она» 6 Графический диктант. 1 Упражнение «Из каких фигур состоит предмет» 2 Игра «Танграм», «Колумбово яйцо» 3 Знакомство с «Фабрикой преобразований» 4 Игра «Ожившие фигуры» 5 Упражнение «Пропавшие буквы в весёлых стихах» 6 Упражнение на тренировку памяти. 1 Беседа по теме «Так бывает или нет?» 2 Упражнение «Нелепицы» 3 Игра «Слова, которых не бывает» 4 Упражнение «Чего на свете не бывает?» 5 Игра «Исправь ошибку» 6 Графическое упражнение «Фантазия». 1 Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки – невидимки» 2 Игра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа). 3 Упражнение «Сосчитай фигуры» 4 Упражнение «Форма. Размер. Цвет» 5 Игра «Ошибка художника» 6 Диктант на внимание и мышление. 1 Игра «Назови слово» 2 Коварная викторина про слова. 3 Игра «Цепочка слов» 4 Упражнение «Продолжи рассказ» 5 Ребусы и анаграммы «Зашифрованное слово» 6 Расшифруй и напиши слово. 1 Упражнение «Сравним картинки» 2 Игра «Что где лежит?» 3 Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей» 4 Упражнение «Придумай название» 5 Чтение произведения о временах года. 6 Графическое упражнение. 20 Ощущение. Восприятие. Представлени я. Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. 21 Понятие. Абстрагирова ние. Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных. Развивать умственную активность. 22 Слова. Определения. Развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза; формировать умения и навыки в составлении определений. Развивать связную речь, умение логично выстраивать свой ответ. 23 Часть – целое. Продолжать учить детей Причина – классифицировать предметы, но не следствие. только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению. 24 Последовательн ость Противоположн ость 25 1 Беседа по теме. 2 Игра «Чудесный мешочек» 3 Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам» 4 Задания с палочками. 5 Упражнение «Соедини картинки и слова» 6 Графическое упражнение. 1 Упражнение «Объясните понятие» 2 Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие» 3 Игра «Что на что похоже» 4 Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами» 5 Упражнение «Поиск предметов с противоположными свойствами» 6 графическое упражнение «Мозаика» (абстрактный рисунок). 1 Беседа по теме. 2 Упражнение «Дай определение» 3 Игра «Закончи предложение» 4 Упражнение «Соедини слова» 5 Упражнения «Вставь в определение нужное слово», Проверка определений» 6 Графическое упражнение. 1 Отгадывание загадок. 2 Игра «Рассеянный художник» 3 Упражнение «Кому, что?» 4 Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам» 5 Упражнение «Установи причину событий» 6 Графическое упражнение «Закончи рисунок» 1 Игра «Круглый год» 2 Упражнение Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического «Последовательность» Творческое задание мышления; умение исключать 3 «Проектировщики и строители» неясность, двусмысленность. 4 Упражнение «После, потом, сейчас» 5 Упражнение «Знакомим с противоположными понятиями» 6 Графическое упражнение «Закончи узор» Количественн Учить детей понимать 1 Беседа по теме. ые и количественные и качественные 2 Игра «Где игрушка» качественные соотношения предметов, уметь 3 Упражнение «Прочитаем сказку» соотношения понимать их категории. Познакомить 4 Упражнение «Отгадываем предметов. 26 27 28 29 30 31 детей более подробно с группой загадки, ответим на вопросы» парных понятий. Развивать умение 5 Объяснение смысла пословиц. делать самостоятельные выводы. 6 Графическое упражнение «Разноцветные бусы» Логические Учить детей составлять логические 1 Упражнение «Найди пару» пары. пары, учитывая какой – либо общий 2 Игра «Цепочка слов» Логические признак, уметь объяснить свой 3 Игра «Что сначала, что потом» цепочки. выбор. Упражнять детей в 4 Упражнение «Найди сходство» составлении логических цепочек с 5 Игра «Логические цепочки» учётом признака последнего 6 Графическое упражнение предмета в цепочке. Развивать «Укрась кубики» логическое мышление, умение давать чёткие ответы. Сочинение на Предложить детям придумать, как 1 Беседа по теме. заданную можно больше предложений на 2 Игра «Угадай героя сказки» тему. заданную тему, как реалистичных, 3 Игра «Зашифрованное слово» так и фантастических. Учить детей 4 Упражнение «Сочиняем прослеживать логическую связь наоборот» между ними. 5 Сочиняем сказку «Загадочный ящик» 6 Графическое упражнение «Два Замка» Чего только Учить детей видеть и понимать 1 Беседа по теме «Звуки вокруг не неожиданные нестандартные оттенки нас» услышишь. и нюансы ситуаций, выделять 2 Игра «Испорченный телефон» логические несоответствия. 3 Игра «Переведите с детского Развивать внимательность, языка» творческую активность. 4 Упражнение «Каскад слов» 5 Разучивание и повторение скороговорок. 6 Графическое упражнение «переведи язык звуков, на язык линий» Взгляд с Учить воспринимать одни и те же 1 Игра «Фотограф» позиции события по-разному, поощрять в 2 Упражнение «Сыщики» другого. детях не только результат, но и саму 3 Весёлая этимологическая попытку решения ситуации. викторина. Развивать у детей желание обсуждать 4 Игра «Хорошо – плохо» ситуацию, делать свои выводы. 5 Взгляд с позиции другого. 6 Графическое упражнение «Зеркало» Нелогичные Учить детей отличать нелогичные 1 Игра «Кто что делает?» ситуации. ситуации от других, привычных. 2 Игра «Чепуха» Упражнять в умении самим, 3 Игра «Бывает – не бывает» создавать такие ситуации. Развивать 4 Упражнение «Найди ошибку в внимание, творческую активность. рисунках» 5 Игра «определи, что здесь изображено?» 6 Графическое упражнение «Нарисуй по точкам» Поиск Развивать у детей способность 1 Игра «Поиск общих свойств» способов концентрировать мышление на 2 Игра «Поиск предметов 32 применения предметов. одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета. Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи. Логические задачи. Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне. обладающих сходными свойствами» 3 Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами» 4 Упражнение «Новая жизнь старых вещей» 5 Игра «Как это можно использовать?» 6 Графический диктант. 1 Логические задачи. 2 Весёлые задачки для маленьких умников. 3 Упражнение «Найди закономерность» 4 Коварная викторина про слова. 5 Игра «логический домик» 6 Графическое упражнение «Штриховки» Прогнозирование результатов Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в дошкольном возрасте, то в начальной школе будет облегчен процесс усвоения основных знаний, умений, навыков. Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей: описывать признаки предметов, слов и чисел; узнавать предметы по заданным признакам; определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел; выделять существенные признаки предметов; сравнивать предметы, слова, числа; определять последовательность событий; определять отношения между предметами типа род – вид; давать определения тем или иным понятиям; устанавливать причинно – следственные связи; высказывать суждения, делать выводы; уметь производить простейший анализ и синтез; формируется речь, находчивость, сообразительность. У детей появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний. Перед обучением в начальной школе у ребёнка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность. Методики диагностики по курсу «логика для дошколят» 1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка. Оценка результатов. 10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов. 8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек. 6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек. 4-5 баллов – время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек. 2-3 балла 0-1 балл – время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек. – время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек. Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках» Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий 0-1 балл – очень низкий. 2. Методика «Чем залатать коврик?» Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные логические задачи по матрицам. В данной методике применяются картинки-матрицы, представленные на рис. 2. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика. 10 баллов Рис. 2 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов. – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек 8-9 баллов – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4-5 баллов – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0-1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий. 3. Методика «Времена года» Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ребенку показывают рис. 3 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какоелибо иное время года. Оценка результатов 10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих времени года. 8-9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его .мнение, на всех картинках, вместе взятых. 6-7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. 4-5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. 0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался. ребенок это сделать). Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 6-7 баллов – средний. 4-5 баллов – низкий. 0-3 балла – очень низкий. Рис 3. Картинки к методике «Времена года» Рис. 4. Картинки к методике «Что здесь лишнее 4. Методика «Что здесь лишнее?» Эта методика предназначена для исследования процессов образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 2-3 балла 0-1 балл – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. – ребенок за 3 мин не справился с заданием. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий. 5. Методика «Кому чего недостает?» Эта методика предназначается диагностики логического мышления детей в возрасте от 5 до 7 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 5), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает. Оценка результатов 10 баллов – время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек. 8-9 баллов – время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек. 6-7 баллов 4-5 баллов 2-3 балла – время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек. – время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек. – время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек. 0-1 балл – время выполнения задания заняло до 110 сек и выше. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла низкий 0-1 балл очень низкий 6. Методика «Раздели на группы» Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка, рассчитан на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ему показывают картинку, изображенную на рис 6, и предлагают следующее задание «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены» На выполнение всего задания отводится 3 мин. Оценка результатов 10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры Замечание. 8-9 баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 2-3 балла 0-1 балл Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин – за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур – за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур – за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий 0-1 балл – очень низкий После диагностирования ребёнка по выше приведённым методикам рассчитывается средний арифметический балл и выявляется уровень развития логического мышления. Рис.5. Стимульный материал к методике «Кому чего недостаёт?» Рис 6. Стимульный материал к методике «Раздели на группы»