Содержание 1. Пояснительная записка 2. Список детей 3. График работы кружка «Логоритмика» 4. Пояснительная записка 5. Учебно-тематический план 6. Содержание изучаемого курса 7. Диагностика неречевых психических функций 8. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 9. Список литературы Пояснительная записка Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить. А. И. Буренина. Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Направленность программы: тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в: – принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания. – формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы. – методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации родителей. Цели программы: - развивать музыкально-речевые способности у детей 3-4 лет; - преодолеть речевые нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение; - воспитать эмоционально-волевые качества личности ребенка. Задачи: образовательные: - формировать двигательные умения и навыки; - развивать пространственные представления; - развивать координацию, переключаемость движений; - знакомить с метроритмикой. воспитательные: - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность; - формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом; - совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. коррекционные: - развивать речевое дыхание; - развивать артикуляционный аппарат; - развивать фонематическое восприятие; - развивать грамматический строй и связную речь; - формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до 4 лет. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Форма занятий – подгрупповая. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Продолжительность занятия 15 – 20 минут. Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Ожидаемые результаты: Воспитанник будет уметь: - ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; - правильно выполнять артикуляции звуков; - ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, петь протяжно, подвижно, передавая характер музыки; - брать дыхание между короткими музыкальными фразами; - подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане. Воспитанник способен проявлять бережное отношение к природе и животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей; также будет сформированно правильное речевое и физиологическое дыхание. Способы проверки знаний, умений и навыков детей: 1. Вводная диагностика - октябрь. 2. Итоговая диагностика - май. Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие. Занятия с детьми проводятся во второй половине дня. Численность занимающихся в группах по 10 – 12 человек. Структура логоритмического занятия 1.Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса. 2.Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса. 3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания. Тематический план № Тема занятия Продолжительность занятий п/п (в минутах) теоретическая практическая часть часть 1 Солнышко и дождик 8 7 2 Осенние листья 8 7 3 Осень в лесу 10 10 4 Веселый огород 11 9 5 Репка 12 8 6 Осенние подарки 8 7 7 До свиданья, птицы 10 10 8 Холодно 8 7 9 Зима в лесу 7 8 10 Дед Мороз спешит на елку 12 8 11 Украшаем елочку 8 12 Наступает Новый год 11 9 Снеговик 9 6 Кошка и котята 8 7 Котята и щенок 8 7 У бабушки в гостях 10 10 Как снеговики солнце искали 8 7 Армейская карусель 8 7 Как цыплята солнце будили 12 8 Новая столовая 8 7 В гости к нам пришли 7 8 матрешки 22 Весеннее солнышко 11 9 23 Весенняя капель 8 7 24 Прилетайте, птицы 11 9 25 Весенний ручеек 11 9 26 Кораблик 8 7 27 Утренние лучи 8 7 28 Петушок и его семья 11 9 29 Колечко 8 7 30 Бобровый пруд 8 7 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Дидактический материал: дидактические карточки, музыкальные произведения, песни, танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал. Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др. БАЗИС ПРОГРАММЫ Модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий: по логопедии: «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой; Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой; Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей; Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской. по логоритмике: Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. по оздоровлению детей: Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной; Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Учебно-тематический план. 1-й год обучения. № Тема занятий Практич. занятия 30 Всего часов 30 1. Занятия по логоритмике. 2. Открытые занятия. 2 2 Итого: 32 32 Список литературы • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001; • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005; • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004; • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000; • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002; • Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001; • Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. М.: Просвещение Владос, 1994; • Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003; • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002; • Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987; • Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002.