Логоритмика 3-4лет

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Список детей
3. График работы кружка «Логоритмика»
4. Пояснительная записка
5. Учебно-тематический план
6. Содержание изучаемого курса
7. Диагностика неречевых психических функций
8. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
9. Список литературы

Пояснительная записка

Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.

Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар
природы – не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить
немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у
него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для
ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и
взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные
физиологии
и
психологии
доказывают
тесную
взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и
мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы
головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и
психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное
воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр
звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с
первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с
самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических
упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь
на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше
усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и
музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально –
двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и
мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные
упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию
чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном
принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие
игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в
первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку
чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития
познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на

протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в
усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно не выучивается.
Направленность
программы: тематическая
направленность и
организационная
вариативность
программы
кружка
способствуют
формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности,
поддерживают
положительное
эмоциональное отношение детей
к
логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей
результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов,
средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных
особенностей и методических требований. В логоритмические занятия
включены
элементы,
имеющие
оздоровительную
направленность
(общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия,
простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены
пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под
музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие
чувства ритма или внимания.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она
разработана с учетом современных образовательных технологий, которые
находят свое отражение в:
– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение
выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность
проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития
современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.
– формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы,
звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением,
указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по
последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ,
игровой метод; практические – выполнение работы.
– методах контроля и управления образовательным процессом:
индивидуальные консультации родителей.
Цели программы:
- развивать музыкально-речевые способности у детей 3-4 лет;
- преодолеть речевые нарушения путем развития и коррекции неречевых
и речевых психических функций ребенка через музыку и движение;
- воспитать эмоционально-волевые качества личности ребенка.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой.
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке,
движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Отличительные особенности данной образовательной программы от
уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на
раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей
целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии,
ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы: от 3 до 4 лет.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Форма занятий – подгрупповая. Формой проведения логоритмических
занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой
деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим
недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность
творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит
освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по
логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические
принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность,
поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю.
Продолжительность занятия 15 – 20 минут. Тема берется на одно-два занятия в
зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей
детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому
развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный
настрой, учит общению со сверстниками.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник будет уметь:
- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно
передавая заданный характер, образ;
- правильно выполнять артикуляции звуков;

- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, петь
протяжно, подвижно, передавая характер музыки;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.
Воспитанник способен проявлять бережное отношение к природе и
животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей; также
будет сформированно правильное речевое и физиологическое дыхание.
Способы проверки знаний, умений и навыков детей:
1. Вводная диагностика - октябрь.
2. Итоговая диагностика - май.
Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие.
Занятия с детьми проводятся во второй половине дня.
Численность занимающихся в группах по 10 – 12 человек.
Структура логоритмического занятия
1.Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые
дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки,
упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации
движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для
снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных
инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие
дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на
развитие координации движения, на координацию речи с движением, на
координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и
мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства
ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление
дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные
упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Тематический план
№
Тема занятия
Продолжительность занятий
п/п
(в минутах)
теоретическая
практическая часть
часть
1 Солнышко и дождик
8
7
2 Осенние листья
8
7
3 Осень в лесу
10
10
4 Веселый огород
11
9
5 Репка
12
8
6 Осенние подарки
8
7
7 До свиданья, птицы
10
10
8 Холодно
8
7
9 Зима в лесу
7
8
10 Дед Мороз спешит на елку
12
8
11 Украшаем елочку
8
12

Наступает Новый год
11
9
Снеговик
9
6
Кошка и котята
8
7
Котята и щенок
8
7
У бабушки в гостях
10
10
Как снеговики солнце искали
8
7
Армейская карусель
8
7
Как цыплята солнце будили
12
8
Новая столовая
8
7
В гости к нам пришли
7
8
матрешки
22 Весеннее солнышко
11
9
23 Весенняя капель
8
7
24 Прилетайте, птицы
11
9
25 Весенний ручеек
11
9
26 Кораблик
8
7
27 Утренние лучи
8
7
28 Петушок и его семья
11
9
29 Колечко
8
7
30 Бобровый пруд
8
7
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Дидактический
материал:
дидактические
карточки,
музыкальные
произведения, песни, танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный
материал.
Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный
проектор, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных
положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
 «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
 Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
 Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников
«Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В.
Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
 Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т. А. Куликовской.
по логоритмике:
 Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю.
Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
по оздоровлению детей:
 Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю.
Картушиной;
 Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для
детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука
физкультминуток» В. И. Ковалько.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Учебно-тематический план.
1-й год обучения.
№

Тема занятий

Практич.
занятия
30

Всего
часов
30

1.

Занятия по логоритмике.

2.

Открытые занятия.

2

2

Итого:

32

32

Список литературы
•
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
•
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
•
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
•
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000;
•
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей
с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
•
Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
•
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
•
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для
студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и
воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. М.: Просвещение Владос, 1994;
•
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и
Д», 2003;
•
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
•

Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;

•
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.:
Издательство «Лань», 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».