Логритмика 4-5 лет

Пояснительная записка.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного
возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10%
новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют
различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную
категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи.
Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты
звукопроизношения к началу обучения в школе. Своевременное овладение
правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в
себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная
способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть
четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в
силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата,
функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности
произвольных движений и т.д.. Сами собой дефекты звукопроизношения не
исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к
самокоррекции. Необходимый объем помощи зависит от характера диагноза
(дизартрия, алалия, дислалия и т. д.). Одним из эффективных средств по коррекции
нарушений речи является проведение логоритмических занятий.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и
движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой,
поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с
помощью музыкального восприятия. Формирование представлений о музыкальном,
двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном
единстве.
Все выше перечисленное повлияло на написание программы для занятий по
логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Язычок+».
ЦЕЛЬ: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и
коррекции у детей с речевыми отклонениями двигательной сферы в сочетании со
словом и музыкой.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Коррекционные задачи Средний возраст 4-5 лет
1. развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата,
2. обогащение понятийного словаря.
3. активизация звукоподражания и стимулирование фразовой речи,

Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие
дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание
правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков.
Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы,
переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность
ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения
перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила
и т.д. Формирование и развитие организаторских способностей.
Программа рассчитана на один год обучения.
средняя группа – дети в возрасте 4-5 лет.
Продолжительность занятий 1 раз в неделю по 1 академ. часу.
Занятия с детьми проводятся во второй половине дня.
Численность занимающихся в группах по 10 – 12 человек.
В начале учебного года проводится логоритмическое обследование детей,
являющегося частью комплексного обследования различными специалистами.
Исследование двигательной памяти, внимания, переключаемости, пространственной
организации движений памяти, статистической и динамической координации и т. д.
позволяет уточнить и углубить картину психомоторного состояния детей с
нарушениями речи. Результаты заносятся в речевые карты и учитываются при
составлении индивидуальных планов коррекционной работы по основному
речевому дефекту, а также зачислению на занятия в группы.
В группу зачисляются дети с 4 – 5 лет из числа детского сада по результатам
логопедического обследования и по желанию родителей (опекунов).
Для реализации программы широко используется групповой метод, применяется
групповой поход.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных положениях
программ и методических пособий:
по логопедии:
 «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
 Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
 Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников
«Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В.
Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
 Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Т. А. Куликовской.
по логоритмике:

 Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой,
Е. В. Кузнецовой.
по оздоровлению детей:
 Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю.
Картушиной;
 Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»
М.Н.Щетинина,
«Психогимнастика
М.
И.
Чистяковой,
«Азбука
физкультминуток» В. И. Ковалько.
Предполагаемые результаты
 Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного
запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие
рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания
знакомых сказок, песен.
 Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. (
Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
 Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
 Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж
лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
(Пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические
этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление
двигательного автоматизма).
 Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания,
умения правильно брать дыхание во время пения.
 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении. (Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в
заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять
различные виды ходьбы и бега).
 Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев
рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
 Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания,
памяти.
 Положительные
результаты диагностик музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети
внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и
содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на
музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения).
 Воспитание бережного отношения к природе, животным.
 Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и
традициям народов России, родного края, труду людей.

 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.

Учебно-тематический план.
1-й год обучения.
№

Тема занятий

Практич.
занятия
30

Всего
часов
30

1.

Занятия по логоритмике.

2.

Открытые занятия.

2

2

Итого:

32

32

Тематический план «Логопедическая ритмика» для детей среднего дошкольного возраста( 4-5 лет).
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

МЕСЯЦ
Темы занятий
Октябрь

«Полная корзина»

«Осенняя ярмарка»

«Сундучок Осени»

«Кто как готовится к
зиме»

Ноябрь

«Почему медведь
зимой спит»

«Домик для воробья»

«Приближается зима»

«Зимовье зверей»

Декабрь

«Снежная баба»

«Серебряный ключик»

«Два мороза»

«Наступает Новый год»

Январь

«Зимняя царица»

«Кошкин дом»

«У кошки новоселье»

«Мы строители»

Февраль

«Строим дом»

«Кем быть?»

«Армейская карусель»

«Сказка о глупом
мышонке»

Март

«Сказка об умном
мышонке»

«Пироги пекла лиса»

«Веселые музыканты»

«Кто где живёт?»

Апрель

«Зайкин день»

«На лесном
перекрёстке»

«Будем
космонавтами!»

«Птицы»

Май

«Находчивый бобр»

«Птичий двор»

«Приключения Квака»

«Муха-Цокотуха»

Содержание изучаемого курса
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это
комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь,
музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того,
чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной. Появление логоритмики
в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20
века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания",
основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант
Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи
движения, т.е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко
передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего
музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает
телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого
раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её
ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века
профессором психотерапии В.А. Гиляровским и логопедом Н.А. Власовой для
коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. Сегодня логопедическая
ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по
преодолению заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при
коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений.
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения
являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию
движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве,
закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат
воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения
расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей
координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным
упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а
значит, осознанно управлять движениями своего тела.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения
помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и
правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более
выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также
оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет
уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей,
губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях
воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность

переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание
между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды
памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения,
особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и
ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего
счетные упражнения – это разнообразные считалки.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное
проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий.
Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для
выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую
моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти
упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно
формирует и развивает слуховое внимание.
8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются
недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения
слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не
ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные
упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована
ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу
слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у
здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с
ритмическими движениями.
Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального
ритма в движении.
9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе
музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей,
страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в
музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать
нормальный темп речи.
10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и
темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
11. Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных
инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма,
метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические
процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
12. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев
напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику

пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры
проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами –
карандашами, палочками, мячами.
13. Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.
Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики
(подвижность губ и щек).
14. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ,
челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться
как под музыку, так и без нее, под счет.
15. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое
восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого
фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде,
чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по
формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового
внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому
составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний,
отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков,
определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой
структуры слов.
16. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится
работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном
этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического
восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется
и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.
Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика,
координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного
тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических
процессов);
2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи,
развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и
формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в
зависимости от речевого дефекта.

Методическое обеспечение образовательной программы
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета
предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить
ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры,
знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно – тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку
чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее
целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским
психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться
устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает
результативность в усвоение знаний. Каждое занятие включает в себя пальчиковые
и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные
упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых
инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.
Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы
русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в
работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на
основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со
словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все
упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не
выучивается. Необходимым моментом является наглядный материал –
иллюстрации, игрушки, картинки для фланелеграфа и т. п.. Многократное
применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти
образам- представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих
этапов обучения.
Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов,
разработанных Г. А. Волковой.
Принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности,
планомерности коррекционного процесса. Принцип сознательности и активности. В
работе с дошкольниками активность поддерживается заинтересованностью
педагога. Образностью музыки, различными игровыми приёмами и упражнениями.
А также учитывается принцип наглядности как путём непосредственного показа
педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картины, игрушки,
пиктограммы), образного слова педагога. Взаимосвязь в работе различных
рецепторов обогащает образ движений, его восприятие, его связи с речью и
музыкой.
Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции,
чередование упражнений, их повторяемость и т.д. Все это определяется
двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.
Логоритмика проводится в тесной взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому
придерживаемся принципа тематического планирования. Это создает оптимальные
условия для всестороннего развития детей и обеспечивает возможность более
эффективного усвоения учебного материала.

В планирование занятий использовался принцип концентрического наращивания
материала по всем разделам ежегодно лексических материалов тем (времена года,
сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы т. д.).
Форма занятий разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или
экскурсия, фольклорные источники и дидактические игры.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к
каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые
возможности.
Комплексный характер коррекционных логоритмических занятий дает уникальную
возможность для реализации психологических задач: мобилизации деятельности
сохранных анализаторов, повышения остроты восприятия практически всех
модальностей, развития познавательной деятельности, установления должного
уровня мотивации обучения, формирования личностных качеств.
На занятиях по логоритмике придерживаемся следующей структуры:
- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
- песня, сопровождаемая жестами;
- логопедическая гимнастика;
- мимические упражнения;
- массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
- пальчиковая игра;
- подвижная или коммуникативная игра.
Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые
проводятся вначале занятия.
Структура занятий не всегда включает все перечисленные элементы.
Общеразвивающие упражнения соответствуют возрастным особенностям детей.
Продолжительность занятия 20-30 минут. Занятие состоит из трёх частей:
подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть составляет 5-7 минут. Сюда входят различные виды упражнений,
подготавливающие организм к основой двигательной речевой нагрузке. Это
различные виды ходьбы и бега: на носках, на пятках, с движениями рук,
изменениями направления, со сменой движений, с перестроением. Возможно
включение пальчиковой гимнастики. Основная часть длится 15 минут и включает в
себя 3-4 вида упражнений: упражнения на развитие зрительной, слуховой или
слухоречевой внимания и памяти; музыкально-двигательные и музыкальноритмические упражнения с предметами и без предметов; упражнения развивающие
координацию движения и речи с музыкальным сопровождением и без него и т. д.
На заключительную часть отводится 5-7 минут.
В зависимости от сюжета в неё включаются упражнения на релаксацию для снятия
эмоционального и физического напряжения; а также игры на развитие мимических
и пантомимических движений у детей, подвижные игры, игры-драматизации с
речевым сопровождением, музыкальные игры драматизации
Организатором занятий выступают музыкальный руководитель и логопед.

Список литературы.
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2006г. – 192с.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2005 – 144с.
3. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4
лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144с.
4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2008 – 160с. – (Логопед в ДОУ).
5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М: ТЦ Сфера, 2003. – 192с.
6. Кузнецова Е. В. Логоритмическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 198с.
7. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (развитие мелкой
моторики) – Издательство – СПб.
8. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. – СПб.: КАРО, 2006. – 164с
9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2003.
10.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для
учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996
11.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990
12.Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе
фонетической ритмики.
13.Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми
нарушениями. – М., 1966.
14. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей
дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2009
15. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ
Сфера, 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».