Хочу все знать

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Паспорт программы
Пояснительная записка
Алгоритм подготовки и проведения занятия-эксперимента
Ожидаемые результаты освоения программы
Перспективный план работы
Используемая литература

2

Паспорт программы
Полное наименование программы: программа дополнительного образования
детей среднего и старшего дошкольного возраста «Хочу всё знать»
Организация-исполнитель: МАОУ «СОШ №12» СП «Детский сад»
Адрес: г. Соликамск, ул. Набережная д.170, тел. 8(34253)7-16-40
ФИО авторов: Митягина Наталья Леонидовна, старший воспитатель,
Мальцева Галина Рудольфовна, воспитатель
География программы: программа реализуется на базе МАОУ «СОШ №12»
СП «Детский сад»
Целевая группа: дети средних и старших групп
Цель программы: развитие познавательной активности детей дошкольного
возраста посредством экспериментирования
Направление: познавательное развитие
Вид программы: модифицированная

3

Пояснительная записка
На основании Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ
дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среди прочих
прописаны следующие социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка: ребенок проявляет любознательность, задает
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать и экспериментировать; обладает начальными знаниями о
себе, о социальном и природном мире, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики и т.п.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А.
Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную
деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и
новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом,
необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского
экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского
дошкольного учреждения.
Таким образом, коллективом дошкольного образовательного учреждения было
принято решение организовать кружок для детей средних и старших групп (возраст
4-6 лет) «Хочу все знать!».
Работа в кружке построена следующим образом:
Кружок организован по желанию детей и запросам родителей. Программа
предусматривает одно занятие в неделю: для детей 4-5 лет – продолжительность 20
мин., для детей 5-6 лет  продолжительность 25 мин., в свободное от основной
образовательной деятельности время.
Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая
тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия
проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и
т.д.).
Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью
вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного
необходимо для того, чтобы дети лучше усвоили изученный материал. Не исключено
добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения
и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую
деятельность.
Цель программы: развитие познавательной активности детей среднего и
старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи:
4

Познавательные:
расширение
и
систематизация
элементарных
естественнонаучных и экологических представлений детей.
Развивающие: развивать интерес к поисково-познавательной деятельности;
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать
выводы; развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Формировать умение работать в парах, команде; воспитывать в детях
положительные моральные нормы и ценности по отношению к живой природе.
Методы и средства:
Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры,
моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы –
схемы, пиктограммы, таблицы и т.д.
Этапы организации и проведения опытов и экспериментов:
1. Постановка цели (проблемы).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка и фиксация выводов.
Алгоритм подготовки и проведения занятия-эксперимента:
1. Предварительная работа по теоретическому изучению вопроса (беседы,
наблюдения)
2. Постановка педагогической цели, задач работы с детьми (познавательные,
развивающие, воспитательные).
3. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.
4. Мотивация детей (Заинтересовать ребенка так, чтобы он ответил: «Я – могу,
хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!»).
5. Введение детей в деятельность с помощью различных методов и приемов
(беседа, наводящие вопросы, просмотр иллюстраций, наблюдения и т.д.).
6. Исследовательская работа с использованием различного оборудования.
7. Анализ деятельности и обобщение результатов в различных формах:
дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы,
таблицы.
8. Планирование работы на будущее.
Разделы: вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево,
продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит,
лупа.
Представленный материал построен в логике естественного развития ребёнка,
становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина
окружающего мира. В данной программе содержание, средства и формы
исследовательской деятельности детей подобраны с учётом их возможностей и
интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост
осмысленного восприятия окружающего мира.
Ожидаемые результаты:
5

Ребенок овладевает средствами познавательной деятельности, способами
действий обследования объектов. У ребенка сформированы умения самостоятельно
искать нужную информацию. Ребенок умеет формулировать свой познавательный
интерес в вербальной форме или с помощью условных символов. Ребенок активно
использует приобретённые знания, умения и навыки в игровой деятельности. Объем
памяти ребенка увеличивается, увеличивается активизация его мыслительных
процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа
и синтеза, сравнения и классификации; увеличивается познавательная активность
воспитанников.
Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Хочу все
знать!» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских
видов деятельности. Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности.
Результаты отражены в мониторинге уровня освоения развивающего материала на
основе итоговых занятий , наблюдений, бесед с детьми.
Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и
взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и
исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу,
организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях
кружка, играх, исследовательской деятельности;
Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о
взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью
взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в
занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;
Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие
интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

Перспективный план к программе дополнительного образования «Хочу
всё знать!» (средняя группа)
месяц

Тема недели

Задачи
6

Сентябрь

Вода. «Весёлая капелька»
Песок «Песочный
городок»

Ноябрь.

Октябрь.

Почва «Земля- матушка»
Свет. «Солнечный блик»
Тень. «Моя тень»
Рисование «Лучики и
тень»
Ткань. «В магазин ткани»
Бумага. «Для чего? »

Декабрь.

Железо. «Магнит»
Стекло. «Калейдоскоп»
Дерево. «Тонет не
утонет? »

Январь.

Камень. «Домик
черепашке»
Мука. «Колобок –
румяный бок»
Краски. «Радуга - дуга»
Соль. «Тает, не тает»

Февраль.

Практическая часть
«Тестомес»
Шампунь. «Прозрачный
пузырь»
Мыло. «Кусает, не
кусает»
Пластилин. «Мои руки
волшебники»
Игра – развлечение
«Мыльные пузыри»

1.Познакомить
со
свойствами
воды
(жидкая,
прозрачная, без запаха без вкуса).
2.Выявить свойства песка, дать понятие о песочных
часах, создать целостное представление о песке, как об
объекте неживой природы.
3.Расширять представления детей о свойствах почвы.
Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.
1.Формировать представления о свойствах солнечных
лучей (тепло, отражение, свет)
2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах,
важности её в жизни живых организмов.
3. Формировать умение передавать в рисунке
задуманное
1.Дать знания о свойствах ткани (плотная, нельзя
порвать руками, можно
разрезать ножницами, намокает в воде)
2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её
назначение.
3. Выяснить способность магнита притягивать
некоторые предметы
1.Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять
его качества (структура поверхности :толщина.
прозрачность и свойства : хрупко .
2. Дать представления о предметах плавающих и
тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по
признаку : тонет, плавает
3.Определить качества камней (вес, размер, цвет,
форму, применение)
1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть,
соединение с водой, преобразование в тесто,
способность принимать любую форму)
2.Получать оттенки синего цвета на светлом фоне,
фиолетовый цвет из красной и синей краски
3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус,
растворимость, влияние на другие материалы)
1.Расширить знания о свойствах шампуни (цвет, запах,
вязкость, мылкость), о сфере её использования.
2.Аналогично с мылом.
3.Уточнить знания о свойствах пластилина, подвести к
тому, что они схожи с тестом.

7

Март.

Снег. «Чисто – грязно»
Сосулька. «Кап кап и
нету»
Лупа. «Лучики
снежинки»

Май.

Апрель.

Магнит. «Собери
игрушки»
Вода. «Кто пьет воду? »
Картон «Бумажный
дворец»
Просмотр видеофильма
«Цель воды»
Зеркало. «Всё наоборот»
Ветер. «Деревья
проснулись»

1.Расширять представление об использовании
человеком факторов природной среды, формировать
представление детей о значимости чистой воды и
воздуха в жизни человека
2.Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда,
снега, сравнивать их, выявить особенности их
взаимодействия.
3.Познакомить с увеличительным стеклом, понятием
«линза». Свойствах, назначении, применении в жизни.
1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и
металла.
2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека.
Формировать представления детей о важности воды для
жизни и роста растений.
3.Обобщить знания о бумаге (изготовление,
применение, свойства, назначение).
1.Расширить представления о свойствах зеркал, дать
понятие «зеркальное отражение»
2. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений,
формировать умение сравнивать семена растений,
воспитывать интерес к изучению растений.

Перспективный план к программе дополнительного образования «Хочу
всё знать!» (старшая группа)
Месяц

Тема недели

Задачи

8

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февр
аль
Март
Апр
ель

1. Воздух. «Пляшущие
бабочки»
2. Мини досуг
«Кладоискатели»
3. Рисунки камешками.
Свет. «Солнечный
блик»
Тень. «Моя тень»
Рисование «Лучики и
тень»
Ткань. «В магазин
ткани»
Бумага. «Для чего? »
Железо. «Магнит»

"Наши руки"
"Что можно
почувствовать кожей"
"Как мы чувствуем
запахи"
Мука. «Колобок –
румяный бок»
Краски. «Радуга - дуга»
Соль. «Тает, не тает»
Практическая часть
«Тестомес»
1. Опыт "Где теплее?"
2. "Упрямый воздух"
3. "Неизвестное рядом"
"Как увидеть и
услышать
электричество"
Опыты "Чудоприческа", "Как
растение свет ищет",
"Волшебные шары"
"Солнце, Земля и
другие планеты"

1.Познакомить детей с таким природным явлением, как
ветер, его свойствами и ролью в жизни человека;
2. Продолжать формировать умение детей
ориентироваться в пространстве;
3. Познакомить детей с новой техникой рисования оттиск
1.Формировать представления о свойствах солнечных
лучей (тепло, отражение, свет)
2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах,
важности её в жизни живых организмов.
3. Формировать умение передавать в рисунке
задуманное
1.Дать знания о свойствах ткани (плотная, нельзя
порвать руками, можно
разрезать ножницами, намокает в воде)
2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её
назначение.
3. Выяснить способность магнита притягивать
некоторые предметы
1. Дать понятие детям о важности человеческих рук, о
их функциональной значимости
2. Познакомить детей с основными функциями кожи
3. Познакомить детей с особенностями органа обоняния
1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть,
соединение с водой, преобразование в тесто,
способность принимать любую форму)
2.Получать оттенки синего цвета на светлом фоне,
фиолетовый цвет из красной и синей краски
3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус,
растворимость, влияние на другие материалы)
Формировать представления детей о воздухе, огне путем
экспериментирования
Познакомить детей с электричеством, понятием
"электрический ток". Формировать основы безопасного
обращения с электроприборами.

Познакомить детей с явлениями Солнечной системы.

9

Май

Магнит. «Собери
игрушки»

1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и
металла.

Вода. «Кто пьет воду?»
Картон «Бумажный
дворец»
Просмотр видеофильма
«Цель воды»

2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека.
Формировать представления детей о важности воды для
жизни и роста растений.
3.Обобщить знания о бумаге (изготовление, применение,
свойства, назначение).

10

Используемая литература:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками.
М., 2002.
3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.
1999.
4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004.
– 72с.
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. –
80с.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ.
Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников.
// Вопросы психологии. 1985, №2.
9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство
для воспитателей детского сада. М., 1994.
10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных
учреждений. М., 1999.
11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой
деятельности детей дошкольного возраста. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ
Сфера, 2005. – 64с.
12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под
редакцией Л. А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».