Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. Паспорт программы Пояснительная записка Алгоритм подготовки и проведения занятия-эксперимента Ожидаемые результаты освоения программы Перспективный план работы Используемая литература 2 Паспорт программы Полное наименование программы: программа дополнительного образования детей среднего и старшего дошкольного возраста «Хочу всё знать» Организация-исполнитель: МАОУ «СОШ №12» СП «Детский сад» Адрес: г. Соликамск, ул. Набережная д.170, тел. 8(34253)7-16-40 ФИО авторов: Митягина Наталья Леонидовна, старший воспитатель, Мальцева Галина Рудольфовна, воспитатель География программы: программа реализуется на базе МАОУ «СОШ №12» СП «Детский сад» Целевая группа: дети средних и старших групп Цель программы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования Направление: познавательное развитие Вид программы: модифицированная 3 Пояснительная записка На основании Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте среди прочих прописаны следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о социальном и природном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Таким образом, коллективом дошкольного образовательного учреждения было принято решение организовать кружок для детей средних и старших групп (возраст 4-6 лет) «Хочу все знать!». Работа в кружке построена следующим образом: Кружок организован по желанию детей и запросам родителей. Программа предусматривает одно занятие в неделю: для детей 4-5 лет – продолжительность 20 мин., для детей 5-6 лет продолжительность 25 мин., в свободное от основной образовательной деятельности время. Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т.д.). Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимо для того, чтобы дети лучше усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность. Цель программы: развитие познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования. Задачи: 4 Познавательные: расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей. Развивающие: развивать интерес к поисково-познавательной деятельности; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки. Воспитательные: Формировать умение работать в парах, команде; воспитывать в детях положительные моральные нормы и ценности по отношению к живой природе. Методы и средства: Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы и т.д. Этапы организации и проведения опытов и экспериментов: 1. Постановка цели (проблемы). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка и фиксация выводов. Алгоритм подготовки и проведения занятия-эксперимента: 1. Предварительная работа по теоретическому изучению вопроса (беседы, наблюдения) 2. Постановка педагогической цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные). 3. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы. 4. Мотивация детей (Заинтересовать ребенка так, чтобы он ответил: «Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!»). 5. Введение детей в деятельность с помощью различных методов и приемов (беседа, наводящие вопросы, просмотр иллюстраций, наблюдения и т.д.). 6. Исследовательская работа с использованием различного оборудования. 7. Анализ деятельности и обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы. 8. Планирование работы на будущее. Разделы: вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит, лупа. Представленный материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. В данной программе содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей подобраны с учётом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Ожидаемые результаты: 5 Ребенок овладевает средствами познавательной деятельности, способами действий обследования объектов. У ребенка сформированы умения самостоятельно искать нужную информацию. Ребенок умеет формулировать свой познавательный интерес в вербальной форме или с помощью условных символов. Ребенок активно использует приобретённые знания, умения и навыки в игровой деятельности. Объем памяти ребенка увеличивается, увеличивается активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличивается познавательная активность воспитанников. Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Хочу все знать!» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май). Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности. Результаты отражены в мониторинге уровня освоения развивающего материала на основе итоговых занятий , наблюдений, бесед с детьми. Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности; Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности; Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности. Перспективный план к программе дополнительного образования «Хочу всё знать!» (средняя группа) месяц Тема недели Задачи 6 Сентябрь Вода. «Весёлая капелька» Песок «Песочный городок» Ноябрь. Октябрь. Почва «Земля- матушка» Свет. «Солнечный блик» Тень. «Моя тень» Рисование «Лучики и тень» Ткань. «В магазин ткани» Бумага. «Для чего? » Декабрь. Железо. «Магнит» Стекло. «Калейдоскоп» Дерево. «Тонет не утонет? » Январь. Камень. «Домик черепашке» Мука. «Колобок – румяный бок» Краски. «Радуга - дуга» Соль. «Тает, не тает» Февраль. Практическая часть «Тестомес» Шампунь. «Прозрачный пузырь» Мыло. «Кусает, не кусает» Пластилин. «Мои руки волшебники» Игра – развлечение «Мыльные пузыри» 1.Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса). 2.Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. 3.Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. 1.Формировать представления о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет) 2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов. 3. Формировать умение передавать в рисунке задуманное 1.Дать знания о свойствах ткани (плотная, нельзя порвать руками, можно разрезать ножницами, намокает в воде) 2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её назначение. 3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы 1.Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупко . 2. Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку : тонет, плавает 3.Определить качества камней (вес, размер, цвет, форму, применение) 1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму) 2.Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски 3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы) 1.Расширить знания о свойствах шампуни (цвет, запах, вязкость, мылкость), о сфере её использования. 2.Аналогично с мылом. 3.Уточнить знания о свойствах пластилина, подвести к тому, что они схожи с тестом. 7 Март. Снег. «Чисто – грязно» Сосулька. «Кап кап и нету» Лупа. «Лучики снежинки» Май. Апрель. Магнит. «Собери игрушки» Вода. «Кто пьет воду? » Картон «Бумажный дворец» Просмотр видеофильма «Цель воды» Зеркало. «Всё наоборот» Ветер. «Деревья проснулись» 1.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека 2.Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. 3.Познакомить с увеличительным стеклом, понятием «линза». Свойствах, назначении, применении в жизни. 1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. 3.Обобщить знания о бумаге (изготовление, применение, свойства, назначение). 1.Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение» 2. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. Перспективный план к программе дополнительного образования «Хочу всё знать!» (старшая группа) Месяц Тема недели Задачи 8 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февр аль Март Апр ель 1. Воздух. «Пляшущие бабочки» 2. Мини досуг «Кладоискатели» 3. Рисунки камешками. Свет. «Солнечный блик» Тень. «Моя тень» Рисование «Лучики и тень» Ткань. «В магазин ткани» Бумага. «Для чего? » Железо. «Магнит» "Наши руки" "Что можно почувствовать кожей" "Как мы чувствуем запахи" Мука. «Колобок – румяный бок» Краски. «Радуга - дуга» Соль. «Тает, не тает» Практическая часть «Тестомес» 1. Опыт "Где теплее?" 2. "Упрямый воздух" 3. "Неизвестное рядом" "Как увидеть и услышать электричество" Опыты "Чудоприческа", "Как растение свет ищет", "Волшебные шары" "Солнце, Земля и другие планеты" 1.Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; 2. Продолжать формировать умение детей ориентироваться в пространстве; 3. Познакомить детей с новой техникой рисования оттиск 1.Формировать представления о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет) 2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов. 3. Формировать умение передавать в рисунке задуманное 1.Дать знания о свойствах ткани (плотная, нельзя порвать руками, можно разрезать ножницами, намокает в воде) 2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её назначение. 3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы 1. Дать понятие детям о важности человеческих рук, о их функциональной значимости 2. Познакомить детей с основными функциями кожи 3. Познакомить детей с особенностями органа обоняния 1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму) 2.Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски 3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы) Формировать представления детей о воздухе, огне путем экспериментирования Познакомить детей с электричеством, понятием "электрический ток". Формировать основы безопасного обращения с электроприборами. Познакомить детей с явлениями Солнечной системы. 9 Май Магнит. «Собери игрушки» 1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. Вода. «Кто пьет воду?» Картон «Бумажный дворец» Просмотр видеофильма «Цель воды» 2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. 3.Обобщить знания о бумаге (изготовление, применение, свойства, назначение). 10 Используемая литература: 1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002. 3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999. 4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с. 5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с. 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с. 7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995. 8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2. 9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994. 10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999. 11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с. 12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2 14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л. А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с. 11