Аннотация и РП -ОРКСЭ _4 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» Модуль ««Основы религиозных культур и светской этики»
обязательной предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» разработана в соответствии с пунктом 31.1 нового федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее - ФГОС НОО)1, федеральной образовательной программы начального
общего образования (далее - ФОП НОО) и реализуется 1 год в 4 классе. Этот
учебный предмет обозначен в обязательной части учебного плана. Данная рабочая
программа является частью содержательного раздела основной образовательной
программы начального общего образования (далее - ООП НОО).
Рабочая программа разработана учителем в соответствии с положением о
рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности
учителем МАОУ СОШ №12 по определенному учебному предмету с учетом
рабочей программы воспитания.
Рабочая программа учебного предмета является частью ООП НОО,
определяющей:
- содержание учебного предмета;
- планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные,
метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
(далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета
Дата 30.08 2023г.

1

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N
64100)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы религиозных культур и светской этики
4 класс

Разработчик: учитель ОРКСЭ
Ивлева Анджела Борисовна

г. Соликамск, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы
православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе
следующих документов:
1. Федерального
Закона
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
РоссийскойФедерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с
изменениями и дополнениями.
3. Авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры» Васильева О.Ю. (Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику
Васильева О.Ю. «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной
культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Ю.Васильева. – МА.:
ООО «Русское слово – учебник», 2023).
Данный методический комплект вошѐл в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения Российской Федерации:
Литература для учащихся:
1. Васильева О.Ю. Основы религиозных культур и светской этики: основы православной
культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Методическая литература для учителя:
1. ВасильеваО.Ю. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных культур и
светской этики: основы православной культуры». 4 класс, 2023.
2. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной
культуры». 4 класс/авт.-сост. О.Ю.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева, 2023 г.
Место курса в учебном плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего
образования и примерными программами начального общего образования предмет «Основы
религиозной культуры и светской этики» является частью предметной области «Основы
православной культуры» и изучается в 4-ом классе.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые
национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,
труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа,
человечество.
Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках комплексного
предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Обучение организуется с согласия
обучающегося и по выбору родителей.
Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4 классе, на 34
часа учебного времени из расчѐта один час в неделю.
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Основы Религиозных культур и светской
этики».
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственномуповедению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных

традициймногонационального народа России, а также к диалогу с представителями других
культур имировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:







знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
развитие
способностей
обучающихся
к
общению
в
полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ —
культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации

Cодержание программы учебного предмета
Тема 1. Россия — наша Родина (2 ч)
Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и разнообразие природы
нашей страны. России принадлежит пятая часть всех лесов мира. Природа и география России.
Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни и
стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли — излюбленная тема в
русской культуре. Официальное название России — Российская Федерация. Главная сила в
государстве — народ. Богатства России — заслуга народа, хранившего и приумножавшего ее
достояние, ее культуру. Национальный состав России. Россия — общий дом для всех народов,
ее населяющих. Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно
относиться к истории страны, ее национальной культуре, традициям. Любовь к России,
воспеваемая в поэзии, песенном творчестве.
Тема 2. Православная духовная традиция (2 ч)
Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной традиции,
культуры, религии. Православная духовная традиция и ее роль в формировании культуры
Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь Владимир Святой — креститель Руси.
Понятие «государственная религия». Символическое значение креста как главного
христианского символа. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с текстом
гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба,
государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия Победоносца
на гербе Москвы и России.
Тема 3. Что такое христианство (1 ч)
Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус Христос —
Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место рождения Иисуса Христа. Священное
Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
Значение слова «Евангелие». Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение
от Духа Святого и Девы Марии.Иоанн Предтеча — Креститель Господа Иисуса Христа.
Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».
Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч)

Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм.
Синонимы, означающие православие: Восточное христианство, Византийская, Греческая вера.
Понятия инославия и иноверия. Вселенские Соборы. Символ веры как краткая формулировка
вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название
Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви — Единая Святая Соборная и
Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч)
Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение
религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и религией в истории человеческого
общества. Связь между культурой и религией в современном обществе. Основные
существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для
человека и общества. Мировоззрение. Этика.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч)
Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный — взгляд на
происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение Денницы. Сотворение первых
людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых людей.
Первородный грех. Ад. Спасение души.
Тема 7. Во что верят православные христиане (1 ч)
Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы — вероучительные
истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа веры. Понятие о Святой Троице,
Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и человеческой природе
Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии.
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч)
Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу
вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной язык в Конституции России —
Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл
правила, распространенность в разных культурах.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч)
Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча о
добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи.
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч)
Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине.
Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры милосердия и сострадания из
современной жизни и опыта школьников.
Тема 11. Отношение к труду (1 ч)
Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как творческий труд
Создателя. Божественный замысел сотворения человека и выполнение замысла. Труд человека
в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде,
полученный через пророка Моисея.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч)
Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в православной
культуре. Библия об ответственности человека за мир. Всемирный потоп. Евангельская притча
о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах.
Тема 13. Защита отечества (1 ч)
Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной
традиции защиты Отечества как священного долга каждого гражданина. Лозунг русского
воинства: «За веру, царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре к
России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение духовным
подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого Георгия — высшая награда России. Имена
великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите Отечества.
Тема 14. Десять заповедей божиих (1 ч)

Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей Божиих на
горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти заповедей Божиих. Распространение
десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве нравственной нормы в
человеческом обществе.
Тема 15. Заповеди блаженства (1 ч)
Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная проповедь
Спасителя, ее содержание и значение. Понятие блаженства как высшей духовно-нравственной
радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в
учении Христа.
Тема 16. Православие в России (2 ч)
Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно
русских земель. «Повесть временных лет» и «Степенная книга» как древнейшие литературные
памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир. Княгиня
Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе (Царьграде), столице
Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение князя Владимира. Крещение Руси.
Распространение православия на Руси после ее крещения и развитие православной культуры.
Тема 17. Православный храм и другие святыни (2 ч)
Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него. Разнообразие
храмовых построек, купол с водруженным крестом как главная отличительная особенность
православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма. Храмовые предметы. Понятие
«святые мощи», их почитание в православной традиции.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств: Крещение,
Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование, Венчание, таинство Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный —
первая икона. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой
Богородицы. Первый иконописец — святой евангелист Лука. История Владимирской иконы
Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
Тема 20. Молитва (1 ч)
Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных
христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре, художественное произведение,
поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва Господня. Иисусова
молитва.
Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь.
Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троицкая Сергиева
Лавра, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Свято-Успенский
Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Преподобный
Сергий Радонежский — основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Понятие о Великой
схиме как высшей степени посвящения Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые
апостолы, святые мученики и великомученики, святые равноапостольные, святые целители,
бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от
двенадцати, апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские
Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий Блаженный, святитель
Николай Чудотворец Мирликийский.
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм (1 ч)
Символичность православной культуры. Символ — условный знак, предмет или
изображение, которое используется для обозначения какого-то важного смысла. Крест —
главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей.

Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и
его частей.
Тема 24. Икона, фреска, картина (1 ч)
Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб — символ
святости, сияние духовной славы. Особенности создания иконы и символичность
использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись водными
красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские
сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских народов.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной музыки в
России в XV–XVI веках. Понятие «стихира». Понятие о знаменном распеве. Крюки. Знамена.
Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый собор и его решения о строгом соблюдении
канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как
единственный музыкальный инструмент в православной традиции. Колокольные звоны и их
использование: благовест, трезвон, перебор.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности
православной культуры. Понятие прикладного искусства. Райское древо жизни — символ рая,
духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как символ
святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов:
киот, канун, аналой, паникадило, потир.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники переходящие и
непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня — самый главный праздник,
Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых праздниках.
Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой
Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Сретение Господне;
Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение
Господне; День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение
Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня.
Тема 28. Православный календарь (1 ч)
Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация
церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский календарь, организация светской
жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского Собора о времени
празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч)
Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление супружества таинством
Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония — образец супружества в православной
традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля — День семьи, любви и верности. Русская
народная мудрость о семье, семейном счастье.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч)

Результаты освоения курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущемусвоей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих
в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях
народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.

Планируемые результаты по учебным модулям.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской
религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание,
регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества,
народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей,
общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на
основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.

Воспитательный потенциал курса реализуется через:
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся

развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных
знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системно-деятельностного,
личностноориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
по основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО и отражает
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный
опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1.
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России
как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой
и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4.
Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.

5.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учѐтом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7.
Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя
и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.

Тематическое планирование
4 класс

№

Тема

Содержание

ЭОР

Виды деятельности

Четвертый год обучения 34 часа

1

Россия — наша
Родина (1 ч)

Россия —
многонациональное
государство. Духовный
мир человека.
Культурные традиции.
Культурное
многообразие России.
Народы и религии в
России. Традиционные
религии народов
России/

http://schoolcollection.edu

Использовать систему условных
обозначений при выполнении
заданий, рассматривать
иллюстративный материал,
соотносить текст с
иллюстрациями;
Читать и отвечать на вопросы по
прочитанному;
Размышлять о роли духовных
традиций народов России, их
значении в жизни человека,
семьи, общества, духовном мире
человека;
Называть традиционные
религии в России,
народысамостоятельно
оценивать свои достижения;);
Приводить примеры единения
народов России (например
«День народного единства» и
т.д.);

2

3

4

Культура и
религия.
Введение в
православную
духовную
традицию (2 ч)

Культура и религия.
Что такое культура?
Что такое религия? Как
человек создаѐт
культуру. Истоки
русской культуры — в
православной религии.
http://schoolcollection.edu

Во что верят
православные
христиане (4 ч)

Бог — Творец, который
создал весь мир и
человеческий род. Бог
есть Любовь. Бог и
человек. Вера в Бога и
еѐ влияние на поступки
людей. Что такое
православие. БогТроица. Что значит
молиться. Кто такие
святые. Священное
Предание. Священное
Писание христиан —
Библия. Ветхий и
Новый Заветы в
Библии.

Добро и зло в
православной
традиции.
Золотое правило
нравственности.
Любовь к
ближнему (4 ч)

Добро. Зло. Грех.
Работа совести.
Покаяние. Десять
ветхозаветных
заповедей, данных
Богом Моисею.
Заповеди Иисуса
Христа — Заповеди

https://cleverlab.pro/mod/pag
e/view.php?id=3
http://schoolcollection.edu

https://cleverlab.pro/mod/pag
e/view.php?id=3

Выделять тему и идею учебного
текста, формулировать вопросы
к тексту и отвечать на них.
Объяснять соотношение
культуры и религии, сущность
культуры, значение религии как
духовной культуры человека,
народа, общества.
Рассказывать о том, как человек
создаѐт культуру; об истоках
русской культуры в
православной религии.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Использовать ключевые
понятия темы в устной и
письменной речи, применять их
при анализе и оценке фактов
действительности.
Раскрывать своими словами
первоначальные представления
о мировоззрении (картине
мира) в православии,
вероучении о Боге-Троице,
Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе
как Спасителе, Церкви.
Пересказывать прочитанное,
составлять рассказ с введением
в него новых фактов;
соотносить про- читанное с
личным жизненным опытом.
Рассказывать о том, как вера в
Бога влияет на по- ступки
людей, что такое молитва, кто
такие святые, что такое
Священное Предание Церкви,
что его составляет, о
Священном Писании (Библии),
Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Рассказывать о том, что такое
заповеди Бога, какие заповеди
Бог дал Моисею.
Анализировать содержание
Десяти ветхозаветных
заповедей с религиозной и
нравственно-этической точки
зрения. Рассуждать о

Блаженств, их
содержание и
соотношение с Десятью
заповедями. Кто для
христиан ближний,
любовь к ближним.
«Золотое правило
нравственности» в
православной культуре.
Святость в
православной
традиции, святые.

5

Отношение к
труду. Долг и
ответственность
(2 ч)

Заповеди Творца
Прародителям.
Отношение к труду в
Православии.
Уважение к труду.
Совесть. Нравственный
долг и ответственность
человека в
православной
традиции.

6

Милосердие
и сострадание (2
ч)

Милосердие и
сострадание в
православной

возможности и необходимости
соблюдения нравственных норм
жизни (свобода, разум, совесть,
доброта, любовь).
Рассказывать о нравственных
заповедях Иисуса Христа —
Заповедях Блаженства, их
соотношении с Десятью
ветхозаветными заповедями.
Объяснять понимание в
православном христианстве,
кто такой ближний, что
означает любовь к ближнему,
как понимается в православной
традиции «золотое правило
нравственности» (поступайте с
другими так, как хотели бы,
чтобы с вами поступили), о
святости и святых в
православной традиции.
Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Читать и пересказывать
учебный текст. Объяснять
значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст
учебника.
Использовать знакомые слова в
новом мировоззренческом
контексте.
Рассказывать о грехопадении
Прародителей,
https://easyen.ru
о заповедях, о роли труда в
/load/orkseh/294
жизни православных христиан.
Устанавливать логическую
связь между фактами;
участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с
точки зрения полученных ранее
знаний.
Соотносить изученное с
примерами из жизни,
литературных произведений.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Рассуждать о необходимости
Библиотека
соблюдения нравственных норм
ЦОК
https://m.edsoo.r жизни (заботиться о других,

христианской
традиции. Особенности
христианской морали,
отношение к личным
врагам. Христианское
милосердие.
Милосердие к
животным.
Деятельное
сострадание людям,
нуждающимся.

7

Православие в
России (5 ч)

любить друг друга,
сочувствовать, не лениться,
не лгать).
Раскрывать основное
содержание нравственных
категорий в православной
культуре, традиции (любовь,
вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание,
ответственность, послушание,
спасение), Заповедей
Блаженства.
На примере милосердия и
сострадания объяснять
нравственный идеал
православной культуры.
Выражать первоначальный
опыт осмысления и
нравственной оценки
поступков, поведения
(своих и других людей) с
позиций православной этики,
понимания милосердия и
сострадания
в православной культуре.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Крещение Руси. Святые
Объяснять значение слов
равноапостольные
(терминов и понятий) с опорой
княгиня Ольга и князь
на учебный текст.
Владимир Креститель.
Осуществлять поиск
Развитие православной
необходимой информации для
культуры,
выполнения заданий.
распространение
Рассказывать, как христианство
христианства на Руси.
пришло на Русь, о Крещении
Святая Русь. Русские
Руси равноапостольным князем
святые. Православие в
Владимиром, почему Русь
русской культуре, в
https://easyen.ru называют Святой,
современной России.
/load/orkseh/294 о русских святых, житиях
святых.
Соотносить содержание текста
с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства,
навыки смыслового чтения
учебных текстов, участвовать в
беседе. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Уметь рассказывать о
праздновании Крещения Руси,
Дней славянской письменности
u/7f410de8

и культуры. Уметь
использовать электронные
формы учебника (ЭФУ).

8

9

Православный
храм и другие
святыни (3 ч)

Символический
язык
православной
культуры:
христианское
искусство
(иконы, фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники (6 ч)

Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой
на учебный текст.
Осуществлять поиск
необходимой информации для
Православный храм —
выполнения заданий.
его устройство и
Соотносить содержание текста
убранство.
с иллюстративным рядом.
Алтарь, Царские врата,
Рассказывать о назначении и
иконостас, притвор.
https://easyen.ru устройстве православного
Нормы поведения в
/load/orkseh/294 храма (собственно храм,
православном храме.
притвор, алтарь, иконы,
иконостас), нормах поведения в
Миряне и
храме, общения с мирянами и
священнослужители.
священнослужителями,
Богослужение в храме.
богослужениях в храмах,
Таинства Церкви.
Таинствах, о монашестве и
Монастыри,
монастырях в православной
монашество.
традиции. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Использование электронных
форм учебника (ЭФУ).
Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой
Христианская
на учебный текст.
символика. Крест
Распознавать христианскую
Христов. Православная
символику, объяснять своими
художественная
словами еѐ смысл и значение в
культура. Православная
православной культуре.
икона, виды икон.
Рассказывать о художественной
Церковное пение.
культуре в православной
Церковное прикладное
традиции, о церковном пении,
искусство.
иконописи, особенностях икон
Православный
в сравнении с картинами.
календарь. Праздники и
Называть православные
посты в православном
праздники, объяснять их
календаре.
значение (не менее трѐх,
Двунадесятые
включая Воскресение Христово
праздники.
и Рождество Христово), о
Воскресение Христово
православных постах,
(Пасха). Рождество
назначении поста в жизни
Христово. Праздники
православных христиан.
святым.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои

Семья в православной
традиции — Малая
Церковь. Таинство
Венчания. Любовь в
отношениях родителей,
членов семьи.
Взаимное прощение и
терпение членов семьи.
Семейные традиции,
праздники. Образцы
православной семьи,
отношений в семье.

10

Христианская
семья и еѐ
ценности (3 ч)

11
Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонациональ
ного и
многоконфессио
нального народа
России (2 ч)

Служение человека
обществу, Родине.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионально
го народа России.
Война справедливая —
оборонительная.
Святые защитники
Отечества.

достижения.
Использование электронных
форм учебника (ЭФУ.
Православные праздники:
«Воскресение Христово
(Пасха)», «Рождество
Христово», «День славянской
письменности и культуры»,
«День семьи, любви и верности.
Библиотека
Объяснять значение слов
ЦОК
(терминов и понятий) с опорой
https://m.edsoo.r на учебный текст.
u/7f410de8
Рассказывать о традициях
заключения брака, о том, что
такое православная семья,
Таинство
Венчания, о взаимоотношениях
в православной семье на
примерах житий святых,
литературных произведений.
Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы.
Раскрывать основное
содержание норм отношений в
православной в семье,
обязанностей и
ответственности членов семьи,
отношении детей и родителей.
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения заданий.
Применять навыки осознанного
построения речевых
высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения
Праздник «День семьи, любви и
верности».
Закреплять и
систематизировать
представления о духовных
традициях многонационального
https://easyen.ru народа России, духовном мире
/load/orkseh/294 человека, религии, религиях
народов России, их значении в
жизни человека, семьи,
общества.
Проводить соотношение между
религией и Отечеством,
объяснять отношение

православных христиан к
Отечеству, защите Родины,
патриотизму.
Отвечать на вопросы,
соотносить определения с
понятиями, делать выводы.
Использовать основные
понятия темы в устной и
письменной речи.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ Тема урока
п/
п

Количество часов

Дата
изучения

всего контроль практическ
ные
ие работы
работы

1. Россия - наша Родина

1

0

0,5

1 неделя

2. Культура и религия

1

0

0,5

2 неделя

3. Как христианство пришло на
Русь

1

0

0,5

3 неделя

4. Бог, мир, человек

1

0

0,5

4 неделя

Виды,
формы
контроля

Устный
опрос,
04.09 – 08.09 практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
11.09 - 15.09
я работа;
Устный
опрос,
практическа
18.09 - 22.09
я работа;
Устный
опрос,
25.09 - 29.09 практическа
я работа;

5. Библия

1

0

0,5

5 неделя

6. Ошибка первых людей

1

0

0,5

6 неделя

7. Вдали от рая

1

0

0,5

7 неделя

8. В ожидании Спасителя

1

0

0,5

Десять заповедей

1

0

0,5

9 неделя

10. Благовещенье. Рождество
Христово

1

0

0,5

10 неделя

11. Богоявление. Искушение в
пустыне

1

0

0,5

12. Нагорная проповедь

1

0

0,5

12 неделя

13. Евангельские притчи

1

0

0,5

13 неделя

14.

1

0

0,5

1

0

0,5

9.

Крест

15. Пасха

Устный
опрос,
практическа
02.10 - 06.10
я работа;
Устный
опрос,
практическа
16.10 – 20.10
я работа;
Устный
опрос,
практическа
23.10 – 27.10
я работа;
Устный
8 неделя
опрос,
практическа
30.10 – 03.11
я работа;
Устный
опрос,
практическа
07.11 – 10.11
я работа;
Устный
опрос,
практическа
13.11 – 17.11
я работа;
Устный
11 неделя
опрос,
практическа
27.11 – 01.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
04.12 – 08.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
11.12 – 15.12
я работа;
Устный
14 неделя
опрос,
практическа
18.12 – 22.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
25.12 – 29.12
я работа;
15 неделя

Устный
опрос,
практическа
08.01 – 12.01
я работа;

16. Творческие работы
учащихся

1

0

0,5

16 неделя

17. Подведение итогов

1

0

0,5

15 неделя

18. Храмы России

1

0

0,5

18 неделя

19. Икона

1

0

0,5

19 неделя

20. Церковнославянский язык

1

0

0,5

20 неделя

21. Православная молитва

1

0

0,5

21 неделя

22. Церковь

1

0

0,5

22 неделя

23. Причастие

1

0

0,5

23 неделя

24. Покаяние

1

0

0,5

24 неделя

25. Подвиг

1

0

0,5

25 неделя

26.

1

0

0,5

26 неделя

Брак

Устный
опрос,
практическа
15.01 – 19.01
я работа;
Устный
опрос,
практическа
22.01 – 26.01
я работа;
Устный
опрос,
29.01 – 02.02 практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
05.02 – 09.02
я работа;
Устный
опрос,
практическа
12.02 – 16.02
я работа;
Устный
опрос,
26.02 – 01.03 практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
04.03 – 07.03
я работа;
Устный
опрос,
практическа
11.03 – 15.03
я работа;
Устный
опрос,
18.03 – 22.03 практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
25.03 – 29.03
я работа;

27. Родители и дети

1

0

0,5

27 неделя

Устный
опрос,
практическа
08.04 – 12.04
я работа;

28. Монашество

1

0

0,5

28 неделя

29. Труд и творчество

1

0

0,5

29 неделя

30. Любовь – вершина добродетелей 1

0

0,5

31. Суд Божий и суд человеческий

1

0

0,5

31 неделя

32. Отечество земное и небесное

1

0

0,5

32 неделя

33. Выступление учащихся со
своими творческими работами

1

0

0,5

33 неделя

34. Презентация творческих
проектов

1

0

0,5

34 неделя

Устный
опрос,
практическа
15.04 – 19.04
я работа;
Устный
опрос,
практическа
22.04 – 26.04
я работа;
Устный
30 неделя
опрос,
практическа
29.04 – 08.05
я работа;

Устный
опрос,
практическа
13.05 – 17.05
я работа;
Устный
опрос,
20.05 – 24.05 практическа
я работа;
Устный
опрос,
27.05 – 31.05 практическ
ая работа;

03.06-07.06

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

16

Самооценк
а
сиспользов
анием«Оце
ночного
листа»;

Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
УМК для учителя:Васильева О.Ю. основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных культур и светской
этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Для реализации электронного обучения с применением ЭО и ДОТ используется
следующие ресурсы:
1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные
курсы по основным предметам школьной программы;
2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов;
3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и
тренажеры по всем учебным предметам;
5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по
школьной программе;
6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры;
7. Электронные учебники издательства ―Просвещение‖ (https://media.prosv.ru/);
Технические средства обучения:
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».