Аннотация и РП_ ОРКСЭ (Основы православной культуры) 4 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»»
обязательной предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
разработана в соответствии с пунктом 31.1 нового федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО)1,
федеральной образовательной программы начального общего образования (далее ФОП НОО) и реализуется 1 год в 4 классе. Этот учебный предмет обозначен в
обязательной части учебного плана. Данная рабочая программа является частью
содержательного раздела основной образовательной программы начального общего
образования (далее - ООП НОО).
Рабочая программа разработана учителем в соответствии с положением о
рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности
учителем МАОУ СОШ №12 по определенному учебному предмету с учетом
рабочей программы воспитания.
Рабочая программа учебного предмета является частью ООП НОО,
определяющей:
- содержание учебного предмета;
- планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные,
метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
(далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета
Дата 30.08 2023г.

1

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N
64100)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
4 класс

Разработчик: учитель русского языка
Жданкова Нина Петровна

г. Соликамск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), утверждѐн приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Программе
воспитания.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является
обязательным для изучения учебным предметом. Курс «Основы православной
культуры» является одним из шести модулей предмета ОРКСЭ.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4
классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
Рабочая программа реализуется на основе авторской программы «Основы
религиозных культур и светской этики: основы православной культуры»
Васильева О.Ю. (Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику Васильева О.Ю.
«Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры:
учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Ю.Васильева. – МА.:
ООО «Русское слово – учебник», 2023).
Рабочая программа не ограничивает творческую инициативу учителя и
предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к
преподаванию учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
при условии сохранения обязательной части содержания курса.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и еѐ ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
 понимать
основы
российской
гражданской
идентичности,
испытывать чувство гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
 понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
 осознавать
право
гражданина
РФ
исповедовать
любую
традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
 строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности
собеседников к религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми
в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов
России,
терпимость
к
представителям
разного
вероисповедания;
 строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти
на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своѐ поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других
людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее
эффективные
способы
достижения
результата,
вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе
оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
 совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых
средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
 совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
 овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
 формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения,
умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение,
вычисление);

применять логические действия и операции для решения учебных
задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на
основе изучаемого фактического материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать
свои
суждения,
приводить
убедительные
доказательства;
 выполнять
совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить
прослушанную (прочитанную) информацию,
подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к
гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую,
графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
 использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и
художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учѐтом особенностей участников
общения;
 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и
эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;


проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
 выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их
оценивать;
 владеть
умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным
материалом и видеопрезентацией.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;



















рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание,
грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного
идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной
христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах
(общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной
традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах
поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трѐх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту,
предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции,
об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;













излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси),
своими словами объяснять роль православия в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в
своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и
святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине
–
России;
приводить
примеры
сотрудничества
последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

1

Россия — наша Родина

1

2

Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию

2

3

Во что верят православные христиане

4

4

Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему

4

5

Отношение к труду. Долг и
ответственность

2

6

Милосердие и сострадание

2

7

Православие в России

5

8

Православный храм и другие святыни

3

9

Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь.
Праздники

6

10

Христианская семья и еѐ ценности

3

11

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

1

1

0

2

Культура и религия.

1

0

3

0,5
0,5

0

0,5

1

4

Бог, мир, человек

1

0

0,5

5

Библия

1

0

0,5

0

0,5

0

0,5

0

0,5

6
7
8

Ошибка первых
людей
Вдали от рая
В ожидании
Спасителя

Дата
изучения

http://school-collection.edu

Россия — наша
Родина

Как христианство
пришло на Русь

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1
1
1

http://schoolcollection.edu
https://easyen.ru/load/orkseh/294

0

0,5

0

0,5

0

0,5

0

0,5

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

0

0,5

9

Десять заповедей

10

Благовещенье.
Рождество
Христово

11

Богоявление.
Искушение в пустыне

1

12

Нагорная проповедь

1

13

Евангельские
притчи

1

14

Крест

15

Пасха

16

Творческие
работы учащихся

1

17

Подведение итогов

18

Храмы России

1

1

Икона
19

1

https://easyen.ru/load/orkseh/294

20

Церковнославянский
язык
Православная молитва

21

1

0,5

0

0,5

https://easyen.ru/load/orkseh/294

0

0,5

https://easyen.ru/load/orkseh/294

0

0,5

https://easyen.ru/load/orkseh/294

0

0,5

https://easyen.ru/load/orkseh/294

0

0,5

https://easyen.ru/load/orkseh/294

0

0,5

https://m.edsoo.ru/7f410de8

0

0,5

1
Церковь

22

1
Причастие

23

1
Покаяние

24

1
Подвиг

25

1

26

1

27

0

Брак
Родители и дети

1

Монашество
28

29
30
31

32

0

0,5

0

0,5

0

0,5

0

0,5

0

0,5

0

0,5

0

0,5

https://easyen.ru/load/orkseh/294

1
Труд и творчество
Любовь – вершина
добродетелей
Суд Божий и суд
человеческий
Отечество земное и
небесное

Выступление
33
учащихся со своими
творческими работами
Презентация
34
творческих проектов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1

1

1
1
34

0

17

https://easyen.ru/load/orkseh/294

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Васильева О.Ю. Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. ВасильеваО.Ю. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных культур и
светской этики: основы православной культуры». 4 класс, 2023.
2. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры». 4 класс/авт.-сост. О.Ю.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева,
2023 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Поясняющие и методические материалы для уроков учебника
«Основы православной культуры» под редакцией О. Ю. Васильевой (модуль
ОПК курса ОРКСЭ) https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
2. Образовательно-художественный сериал «Девочка и робот»
Образовательный сериал создан в помощь преподавателям и всем, кто
интересуется или изучает школьный курс «Основы православной культуры»
(ОПК). В 10 короткометражных фильмах иллюстрируются основные понятия
и темы учебника по ОПК под редакцией президента Российской академии
образования
(РАО) Ольги
Васильевой.
https://special.cleverlab.pro/devochkairobot/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».