РП Почемучкка_1 кл

Приложение 1
к основной образовательной программе
начального общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Почемучка»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Почемучка»
разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО (или положением о
рабочих программах1) и реализуется 1 год в 1 классе. Этот курс внеурочной
деятельности обозначен в плане внеурочной деятельности. Данная рабочая
программа является
частью содержательного раздела основной
образовательной программы начального общего образования (далее - ООП
НОО).
Рабочая
программа
разработана
определяет
организацию
образовательной деятельности учителем в МАОУ «СОШ №12» по
определенному курсу внеурочной деятельности с указанием форм
проведения внеурочных занятий и с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью
ООП НОО, определяющей:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности
и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического
совета
Дата 30.08 2023г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Почемучка»
1 класс
реализации рабочей программы – 1 год

Разработчик: учитель начальных классов
Катина Анастасия Андреевна

г. Соликамск, 2023г

Пояснительная записка
Программа “Почемучки” составлена на основе Концепции духовнонравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования», установленных Стандартом третьего поколения и
основной образовательной программы образовательного учреждения.
Цель

программы:

формирование

основ

экологической

грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного
отношения к окружающей среде, активной

деятельности по изучению и

охране природы своего края, активной

экологической позиции у

порастающего поколения.
Задачи курса:
-расширение экологических представлений младших школьников,
формируемых

в

курсе

«Окружающий

мир»,

их

конкретизация,

иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров,
углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии;
-расширение кругозора обучающихся

через изучение материала,

выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса,
раскрытие

воспитательного

природоведческих

и

знаний, создание

развивающего
благоприятных

потенциала
условий

для

продолжения естественнонаучного образования в дальнейшем;
-воспитание у обучающихся младших классов любви к родной
природе: растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности
за то, что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной
деятельности человека;
-последовательное приобщение обучающихся к самостоятельной
работе

с

различными

источниками

информации (чтение

научно-

познавательной литературы, посещение музеев, просмотр телевизионных
передач о природе и т.д.);

-обеспечение

более

широкой

и

разнообразной

практической

деятельность обучающихся по изучению и охране окружающей среды;
-развитие коммуникативной компетентности;
-создание условий и обеспечение возможностей для раскрытия и
развития

способностей

обучающегося

и

развития

его

творческой

активности;
-выявление способностей одарённых детей в рамках предмета
«окружающий мир», развитие интереса к проблемам окружающей среды
и экологии.
Место учебного курса в учебном плане
Программа «Почемучки» разработана на один год занятий с детьми
младшего школьного возраста и рассчитана на

освоение материала на

занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй
половине дня, 1 раз в неделю, всего 33 часа.

Содержание обучения
1 класс
Введение. Почемучкины вопросы (1 ч.)
Моё здоровье (5ч.)
Почему выпадают молочные зубы? Как устроен человеческий мозг?
Кто такие бактерии? Почему нужно мыть руки перед едой? Почему вредны
чипсы.
Вселенная. Наша планета – Земля (5 ч.)
Что представляет собой Солнечная система. Что такое звёзды? Какой
материк нашей планеты самый холодный? Сколько на земле океанов?
Неживая природа (7 ч.)
Почему небо голубого цвета? Почему бывает радуга? Почему
появляются солнечные зайчики? Почему снег белый? Что такое полезные
ископаемые? Как добывают сахар? Как добывают соль?
Живая природа. Растения (4 ч.)
Как устроено растение? Как растения дышат? Путешествие в весну.
Экзотические растения
Живая природа. Животные (10 ч.)
Кто такие земноводные? Чем лягушка отличается от жабы? Где и как
живут рыбы? Зачем птицам перья? Как птицы делают гнёзда? Почему птицы
осенью улетают на юг, а весной возвращаются обратно? Зачем животным
хвост? Зачем слону хобот? Почему у кошки глаза светятся в темноте?
Подведение итогов кружка. Награждение. (1 ч.)

Планируемые результаты освоения рабочей программы
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающегося будут сформированы:
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Обучающий получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном
поведении и поступках.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающий получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия,

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающий научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях.
Обучающий получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
•

осуществлять

синтез

как

составление

целого

из

частей,

самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
•

строить

логическое

рассуждение,

причинно - следственных связей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающий научится:

включающее

установление

• допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Обучающий получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от
собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех его участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения курса обучающий научится:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные
объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные
существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в природе;

• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные
издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов
на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой,
находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на
здоровье и безопасность человека,
• использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней
отношения

в

трудовой,

общественно-полезной,

пропагандистской

деятельности в школе;
•

оценивать

характер

взаимоотношений

людей

в

различных

социальных группах.
Обучающий получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность
за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в
природе.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
• реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
• использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила
экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном
поведении.

Тематическое планирование
№
п/п

Тема, раздел

1
2

Вводное занятие. Почемучкины 1 ч.
вопросы
Моё здоровье
(5 ч.)
Почему выпадают молочные
1 ч.
зубы?

3

Как устроен человеческий
мозг?

1 ч.

4

Кто такие бактерии? Почему
нужно мыть руки перед едой?

1 ч.

5

Почему вредны чипсы

1 ч.

6

Вселенная. Наша планета –
Земля
Что представляет собой
Солнечная система

Кол-во часов,
отводимых на
освоение темы

(5 ч.)
2 ч.

7

Что такое звёзды?

2 ч.

8

Какой материк нашей планеты
самый холодный?

1 ч.

9

Сколько на земле океанов?

1 ч.

Электронные
учебнометодические
материалы

Формы
проведения
занятий
Викторина

https://multiurok.r
u/files/30zaniatiiepochiemuvypadaiutmolochnyiezuby.html
https://multiurok.r
u/files/31zaniatiie-kakustroienchieloviechieskiimozgh.html

Беседа. Опыты

Просмотр
видеофильма.
Беседа

Просмотр
мультфильма.
Беседа.
Творческая
работа
https://multiurok.r Беседа.
u/files/33Эксперимент
zaniatiiepochiemuvriednychipsy.html
https://multiurok.r Виртуальная
u/files/1-zaniatiie- экскурсия в
chtoсолнечную
priedstavliaietсистему.
soboiБеседа. Макет
solniechnai.html
солнечной
системы
https://multiurok.r Беседа.
u/files/2-zaniatiie- Виртуальная
chto-takoieэкскурсия.
zviozdy.html
Макет
созвездия
https://multiurok.r Беседа.
u/files/3-zaniatiie- Виртуальная
kakoi-matierikэкскурсия
nashiei-planietysamyi.html
https://multiurok.r Беседа. Работа с
u/files/4-zaniatiie- картой.
skol-ko-naВиртуальная

ziemlieokieanov.html
Подведение итогов раздела.
Неживая природа
Почему небо голубого цвета?

1 ч.
(7 ч.)
1 ч.

12

Почему бывает радуга?

1 ч.

13

Почему появляются солнечные
зайчики

1 ч.

14

Почему снег белый?

1 ч.

15

Что такое полезные
ископаемые?

16

Как добывают сахар?

1 ч.

17

Как добывают соль?

1 ч.

18
19

Подведение итогов раздела
Живая природа. Растения
Как устроено растение?

1 ч.
(4 ч.)
1 ч.

20

Как растения дышат?

1 ч.

21

Путешествие в весну.
Творческая работа «Зелёный
наряд нашей планеты»
Экзотические растения

1 ч.

10
11

22

1.

1 ч.

экскурсия
Дискуссия.

https://multiurok.r
u/files/7-zaniatiiepochiemu-niebogholuboghotsvieta.html
https://multiurok.r
u/files/8-zaniatiiepochiemubyvaietradugha.html
https://multiurok.r
u/files/6-zaniatiiepochiemupoiavliaiutsiasolniechnyiez.html
https://multiurok.r
u/files/9-zaniatiiepochiemu-snieghbiel
https://multiurok.r
u/files/10zaniatiie-chtotakoie-polieznyieiskopaiemyie.htm
l

Беседа. Опыт

Беседа.
Эксперимент.

Беседа.
Прогулка на
улицу
Рассматривание
коллекции
полезных
ископаемых.
Беседа
Эксперимент.
Беседа
Экскурсия в
музей
Сользавод

https://multiurok.r
u/files/15zaniatiie-kakustroienorastieniie.html

Работа с
информацией.
Рассматривание
гербария.
Беседа
https://multiurok.r Беседа.
u/files/16Эксперемент
zaniatiie-kakrastieniiadyshat.html
Экскурсия.
Участие в
конкурсе
https://multiurok.r Экскурсия в
u/files/18ботанический

23

Живая природа. Животные
Кто такие земноводные?

(10ч.)
1 ч.

24

Чем лягушка отличается от
жабы?

1 ч.

25

Где и как живут рыбы?

1 ч.

26

Зачем птицам перья?

1 ч.

27

Как птицы делают гнёзда?

1 ч.

28

Почему птицы осенью улетают
на юг, а весной возвращаются
обратно?

1 ч.

29

Зачем животным хвост?

1 ч.

30

Зачем слону хобот?

1 ч.

31

Почему у кошки глаза светятся
в темноте?

1 ч.

zaniatiie-kakсад.
dieriev-iasbrasyvaiut-listia.html
https://multiurok.r Беседа. Работа с
u/files/20информацией
zaniatiie-ktotakiieziemnovodnyie.ht
ml
https://multiurok.r
u/files/21zaniatiie-chiemliaghushkaotlichaietsia-otzha.html
https://multiurok.r
u/files/22zaniatiie-gdie-ikak-zhivutryby.html
https://multiurok.r
u/files/23zaniatiiezachiem-ptitsampier-ia.html
https://multiurok.r
u/files/24zaniatiie-kakptitsy-dielaiutghniezda.html
https://multiurok.r
u/files/25zaniatiiepochiemu-ptitsyulietaiut-naiugh.html
https://multiurok.r
u/files/26zaniatiiezachiemzhivotnymkhvost.html
https://multiurok.r
u/files/27zaniatiiezachiem-slonukhobot.html
https://multiurok.r
u/files/28zaniatiiepochiemu-u-

koshki-ghlazasvietiatsia.html
32

Подведение итогов.
Награждение.

1 ч.

Календарно-тематическое планирование
Название плана

Параллель

Курс внеурочной
деятельности
«Почемучка»
1 класс
Моё здоровье
Вводное занятие. Почемучкины вопросы
Почему выпадают молочные зубы?
Как устроен человеческий мозг?
Кто такие бактерии? Почему нужно мыть
руки перед едой?
Почему вредны чипсы
Вселенная. Наша
планета – Земля
Что представляет собой Солнечная
система
Что такое звёзды?
Какой материк нашей планеты самый
холодный?
Сколько на земле океанов?
Подведение итогов раздела.
Неживая природа
Почему небо голубого цвета?
Почему бывает радуга?
Почему появляются солнечные зайчики
Почему снег белый?
Что такое полезные ископаемые?
Как добывают сахар?
Как добывают соль?
Живая природа.
Растения
Как устроено растение?
Как растения дышат?
Путешествие в весну. Творческая
работа «Зелёный наряд нашей
планеты»
Экзотические растения
Живая природа.
Животные
Кто такие земноводные?
Чем лягушка отличается от жабы?
Где и как живут рыбы?
Зачем птицам перья?

Как птицы делают гнёзда?
Почему птицы осенью улетают на юг, а
весной возвращаются обратно?
Зачем животным хвост?
Зачем слону хобот?
Почему у кошки глаза светятся в
темноте?
Подведение итогов. Награждение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».