Приложение 1
к основной образовательной программе
основоного общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)
Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Волонтерский отряд» (5-6 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волонтерский отряд»
разработана в соответствии с пунктом 32.1 нового федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(далее - ФГОС ООО) и реализуется 1 года для обучающихся 5-6 классов. Этот
курс внеурочной деятельности обозначен в плане внеурочной деятельности.
Данная рабочая программа является частью содержательного раздела основной
образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО).
Рабочая программа определяет организацию образовательной деятельности
учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному курсу внеурочной
деятельности с указанием форм проведения внеурочных занятий и с учетом
рабочей программы воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью ООП
ООО, определяющей:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета
Дата 30.08 2023г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Волонтерский отряд»
5-6 класс
реализации рабочей программы – 1 год
Разработчик: учитель начальных классов
Кондрухова Наталья Евгеньевна
г. Соликамск, 2023г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной развивающей деятельности «Волонтерский
отряд» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
2.Основная образовательная программа основного общего образования.
Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС
НОО и ООО МАОУ «СОШ №12».
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими
проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских
принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач
гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является фор-мирование у
детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовно-сти к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельно-сти. Волонтерские или
добровольческие организации - это свободные союзы людей, объ-единенных каким-либо общим
специальным интересом. Их деятельность связана, как пра-вило, с благотворительностью,
милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных
причин этого – добровольность и свобода выбора.
Цели программы:
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты,
чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Программа «Волонтерский отряд» рассчитана на учащихся 5-6 классов, увлекающихся
социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в
неделю - 34 учебных недель. Задания направлены на освоение теоретической базы
волонтѐрского движения, а также их практической реализации.
Содержание обучения
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (10 часов)
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления ра-боты
и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования,
предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов)
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными
возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения
позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской
деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для
общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).
Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в
волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая
подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает
разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические
знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к
окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа)
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в
рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (11 часов)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это
дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые
люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания,
полученные ими в период подготовки.
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы
предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги,
исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности,
разработку новых программ и проектов. Освоение программы ―Я - волонтѐр‖
обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении
программы обуча-ющиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Личностные результаты
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в
обще-стве нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
ос-нове личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведе-ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой
деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в:
-расширении круга приѐмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать
во-лонтѐрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтѐрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и
одноклас-сников.
Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся
Активность участия. Умение спланировать работу. Умение проводить профилактическую
работу в школьном коллективе. Самостоятельность.
Тематическое планирование
№
Тематика работы
Количество
часов
1
Из истории волонтерского движения в мире и России.
10
2
10
3
Создание волонтерского отряда
Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
Учимся работать с документами
4
Адреса милосердия. Участие в благотворительных акциях
11
Итого
34
3
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№
1.
Тематика занятия
Количество
часов
Из истории волонтёрского движения – 10 ч.
Создание волонтерского
1
Формирование отряотряда
да
Из истории волонтерского движения в мире и
России.
Права и обязанности волонтѐра
Проект положения о волонтѐрском отряде
2
3
Виды
деятельности
1
Беседа - презентация
1
Беседа – диалог
1
Чтение положения
Функции волонтѐра
1
Сообщение
Особенности волонтѐрства
1
Диалог
Поступки, моральные
качества волонтѐра,
практические умения
Волонтѐрское движение
в мире и за рубежом
1
Обсуждение
Развитие волонтѐрского
движения
1
Презентация - диалог
Презентация
1
Особенности волонтѐрского движения в РФ
1
Познаю себя и других – 10 ч
Беседа
1
«Каков я на самом деле»
1
Мои сильные и слабые
стороны
Моя индивидуальность
1
Уверенное и неуверенное поведение
Эмоции и чувства
1
Фильм «Бабуся»
1
Помогая другим, мы помогаем себе
Человек рождается для
добрых дел
«Кто, если не я»
1
Тренинг
личностного
роста
Тренинг личностного
роста
Тренинг личностного
роста
Тренинг личностного
роста
Тренинг личностного
роста
Просмотр и обсуждение
Круглый стол
1
Беседа - презентация
1
1
Открытая студия: размышления на тему
«Здравствуй, я твой
1
Открытая студия: раздруг»
мышления на тему
Учимся работать с документами – 3 ч.
Правовые акты и докуБеседа
менты волонтѐрской деятельности
Книжка волонтѐра
Презентация
Паспорт волонтѐра
Презентация
Участие в благотворительных акциях - 11
День пожилого человека
3
1.Изготовление поздравительных открыток
1
2. Подготовка к участию в концерте
День инвалида
2
Осень
1
Новый год
1
23 февраля
1
8 марта
1
День Победы
1
Итоговое занятие
1
3.Концерт
Подготовка к поздравлению
Мастер – класс
изготовление поделок
Мастер – класс
изготовление поделок
Мастер – класс
изготовление поделок
Мастер – класс
изготовление поделок
Мастер – класс
изготовление поделок
Подведение итогов
волонтѐрской
деятельности
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№
Тематика занятия
1
Просмотр и обсуждение
фильма «Тимур и его команда» (к 75-летию написания книги А.Гайдара)
2
История волонтерского
Количество часов
1
Виды деятельности
Совместная с детьми работа по осмыслению
и принятию цели предстоящей деятельности
и постановке задач
1
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Создание ситуации успеха.
Обучающие занятия с волонтерами по гражданской
обороне
Подготовка и проведение
Акции «Дом без одиночества» (Помощь пожилым
людям)
Волонтерское движение в
мире и за рубежом.
1
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества
2
Благотворительный концерт
1
7
Особенности волонтерского
движения в РФ.
1
Уметь приводить аргументы, которые доказывают значимость развития волонтерского
движения.
Раскрывать на конкретных примерах особенности волонтерского движения в РФ.
8
Права волонтера
1
9
Обязанности волонтера
1
10
Обобщающий урок по теме
« Из истории волонтерского
движения в мире и России.
1
движения в России. (Беседа).
3
4-5
6
Создание волонтерского
отряда »
11
Тим-билдинг
1
Знать, что такое потребности, мышление и
какие потребности бываюту человека. Уметь
работать с текстом учебника, главное; использовать ранее изученный материал для
решения познавательных задач.
Применять правила на практике; сравнивать
разные точки зрения; оценивать собственную
учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания.
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств
Сравнивать себя и свои качества с другими
людьми.
12
―Я-лидер‖
1
13
―Уверенность в себе‖
1
14
―Успешное общение‖
1
15
―Твоя цель – твой успех‖
1
16
―Ты и команда‖
1
17
―Я – творческая личность‖
1
18
―Три ―П‖ - понимать, прощать, принимать‖
1
19
―Доброта как Солнце‖
1
Приводить примеры проявления самостоятельности подростка. Давать оценку себе,
своим действиям и поступкам. Характеризовать особенности лидерских качеств личности.
Характеризовать человека как сильную личность.
Приводить примеры различных вариантов
воспитания человека
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути. Показывать на примерах влияние
взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни
людей, нашедших свое призвание в жизни.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей. Объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования.
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на
уровне произвольного внимания.
Описывать межличностные отношения и их
отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества в обществе на
конкретных примерах. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, взаимопонимание
Описывать большие и малые, формальные и
неформальные группы. Приводить примеры.
Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям
других национальнос-тей и другого мировоззрения.
Описывать большие и малые, формальные и
неформальные группы. Приводить примеры.
Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей с ограниченными возможностями в обществе. Оценивать
собственное отношение к людям с ограниченнымивозмож-ностями. Исследовать практические ситуации, связанные с определением места человека в обществе.
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные
20
Обобщающий урок по теме:
«Познаю себя и других
(психологическая подготовка волонтеров)»
1
21
Первичная обработка поступивших документов
1
цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять
на основе конкретных жизненных ситуаций
особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей. Объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования.
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на
уровне произвольного внимания.
Анализировать поступившие документы.
22
Предварительное рассмотрение документов
1
Определять направления для работы.
23
Регистрация
1
Умение зарегистрировать и обработать материалы.
24
1
Умение анализировать поступившие материалы.
25
Рассмотрение документов
руководством. Направление
на исправление. Контроль
исполнения.
Подшивка документов.
1
Умение обрабатывать собранные материалы.
26
Хранение документов.
1
Умение организовать работу по хранению
собранного материала.
27
Откровенный разговор о
самих себе.
1
28
Психологические особенности подготовки к проведению мероприятий по
формированию основ ЗОЖ
1
29
Психологические особенности разных категорий
людей, нуждающихся в по-
1
Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали
и моральную сторону различных социальных
ситуаций. Использовать элементы причинноследственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества
и человека.
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств.
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описы-
мощи волонтеров (люди с
ограниченными возможностями, пожилые люди, дети-инвалиды и др.)
вать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств.
30
Обобщающий урок по теме:
«Учимся работать с документами»
1
31
Подготовка к акции «Мой
двор, моя улица
1
32
Участие в акции «Мой
двор, моя улица»
1
33
Подготовка и участие в акции «Ветеран живѐт рядом».
1
34
Итоговый урок
1
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия
проявлениям зла.
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия
проявлениям зла.
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия
проявлениям зла.
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций
оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей. Объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования.
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на
уровне произвольного внимания.