Приложение 1 к основной образовательной программе основоного общего образования УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Администрации Соликамского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» (МАОУ «СОШ №12») Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Волонтерский отряд» (5-6 класс) Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волонтерский отряд» разработана в соответствии с пунктом 32.1 нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и реализуется 1 года для обучающихся 5-6 классов. Этот курс внеурочной деятельности обозначен в плане внеурочной деятельности. Данная рабочая программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО). Рабочая программа определяет организацию образовательной деятельности учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному курсу внеурочной деятельности с указанием форм проведения внеурочных занятий и с учетом рабочей программы воспитания. Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью ООП ООО, определяющей: - содержание курса внеурочной деятельности; - планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР). Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета Дата 30.08 2023г. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Администрации Соликамского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» (МАОУ «СОШ №12») Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волонтерский отряд» 5-6 класс реализации рабочей программы – 1 год Разработчик: учитель начальных классов Кондрухова Наталья Евгеньевна г. Соликамск, 2023г Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной развивающей деятельности «Волонтерский отряд» разработана на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2.Основная образовательная программа основного общего образования. Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МАОУ «СОШ №12». В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является фор-мирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовно-сти к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельно-сти. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объ-единенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как пра-вило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Цели программы: 1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения. 2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Задачи: 1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России. 2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков 3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений. 4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями. 5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере. Программа «Волонтерский отряд» рассчитана на учащихся 5-6 классов, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю - 34 учебных недель. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации. Содержание обучения Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (10 часов) Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления ра-боты и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов) Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа) Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио. Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (11 часов) Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы ―Я - волонтѐр‖ обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обуча-ющиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Планируемые результаты освоения рабочей программы Личностные результаты · формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обще-стве нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; · формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; · развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на ос-нове личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведе-ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; · формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты проявляются в: -расширении круга приѐмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать во-лонтѐрскую деятельность; - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); - умении организовывать волонтѐрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и одноклас-сников. Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся Активность участия. Умение спланировать работу. Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе. Самостоятельность. Тематическое планирование № Тематика работы Количество часов 1 Из истории волонтерского движения в мире и России. 10 2 10 3 Создание волонтерского отряда Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) Учимся работать с документами 4 Адреса милосердия. Участие в благотворительных акциях 11 Итого 34 3 Календарно-тематическое планирование 5 класс № 1. Тематика занятия Количество часов Из истории волонтёрского движения – 10 ч. Создание волонтерского 1 Формирование отряотряда да Из истории волонтерского движения в мире и России. Права и обязанности волонтѐра Проект положения о волонтѐрском отряде 2 3 Виды деятельности 1 Беседа - презентация 1 Беседа – диалог 1 Чтение положения Функции волонтѐра 1 Сообщение Особенности волонтѐрства 1 Диалог Поступки, моральные качества волонтѐра, практические умения Волонтѐрское движение в мире и за рубежом 1 Обсуждение Развитие волонтѐрского движения 1 Презентация - диалог Презентация 1 Особенности волонтѐрского движения в РФ 1 Познаю себя и других – 10 ч Беседа 1 «Каков я на самом деле» 1 Мои сильные и слабые стороны Моя индивидуальность 1 Уверенное и неуверенное поведение Эмоции и чувства 1 Фильм «Бабуся» 1 Помогая другим, мы помогаем себе Человек рождается для добрых дел «Кто, если не я» 1 Тренинг личностного роста Тренинг личностного роста Тренинг личностного роста Тренинг личностного роста Тренинг личностного роста Просмотр и обсуждение Круглый стол 1 Беседа - презентация 1 1 Открытая студия: размышления на тему «Здравствуй, я твой 1 Открытая студия: раздруг» мышления на тему Учимся работать с документами – 3 ч. Правовые акты и докуБеседа менты волонтѐрской деятельности Книжка волонтѐра Презентация Паспорт волонтѐра Презентация Участие в благотворительных акциях - 11 День пожилого человека 3 1.Изготовление поздравительных открыток 1 2. Подготовка к участию в концерте День инвалида 2 Осень 1 Новый год 1 23 февраля 1 8 марта 1 День Победы 1 Итоговое занятие 1 3.Концерт Подготовка к поздравлению Мастер – класс изготовление поделок Мастер – класс изготовление поделок Мастер – класс изготовление поделок Мастер – класс изготовление поделок Мастер – класс изготовление поделок Подведение итогов волонтѐрской деятельности Календарно-тематическое планирование 6 класс № Тематика занятия 1 Просмотр и обсуждение фильма «Тимур и его команда» (к 75-летию написания книги А.Гайдара) 2 История волонтерского Количество часов 1 Виды деятельности Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке задач 1 Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Создание ситуации успеха. Обучающие занятия с волонтерами по гражданской обороне Подготовка и проведение Акции «Дом без одиночества» (Помощь пожилым людям) Волонтерское движение в мире и за рубежом. 1 Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества 2 Благотворительный концерт 1 7 Особенности волонтерского движения в РФ. 1 Уметь приводить аргументы, которые доказывают значимость развития волонтерского движения. Раскрывать на конкретных примерах особенности волонтерского движения в РФ. 8 Права волонтера 1 9 Обязанности волонтера 1 10 Обобщающий урок по теме « Из истории волонтерского движения в мире и России. 1 движения в России. (Беседа). 3 4-5 6 Создание волонтерского отряда » 11 Тим-билдинг 1 Знать, что такое потребности, мышление и какие потребности бываюту человека. Уметь работать с текстом учебника, главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Применять правила на практике; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания. Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. 12 ―Я-лидер‖ 1 13 ―Уверенность в себе‖ 1 14 ―Успешное общение‖ 1 15 ―Твоя цель – твой успех‖ 1 16 ―Ты и команда‖ 1 17 ―Я – творческая личность‖ 1 18 ―Три ―П‖ - понимать, прощать, принимать‖ 1 19 ―Доброта как Солнце‖ 1 Приводить примеры проявления самостоятельности подростка. Давать оценку себе, своим действиям и поступкам. Характеризовать особенности лидерских качеств личности. Характеризовать человека как сильную личность. Приводить примеры различных вариантов воспитания человека Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества в обществе на конкретных примерах. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, взаимопонимание Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальнос-тей и другого мировоззрения. Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей с ограниченными возможностями в обществе. Оценивать собственное отношение к людям с ограниченнымивозмож-ностями. Исследовать практические ситуации, связанные с определением места человека в обществе. Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные 20 Обобщающий урок по теме: «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)» 1 21 Первичная обработка поступивших документов 1 цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Анализировать поступившие документы. 22 Предварительное рассмотрение документов 1 Определять направления для работы. 23 Регистрация 1 Умение зарегистрировать и обработать материалы. 24 1 Умение анализировать поступившие материалы. 25 Рассмотрение документов руководством. Направление на исправление. Контроль исполнения. Подшивка документов. 1 Умение обрабатывать собранные материалы. 26 Хранение документов. 1 Умение организовать работу по хранению собранного материала. 27 Откровенный разговор о самих себе. 1 28 Психологические особенности подготовки к проведению мероприятий по формированию основ ЗОЖ 1 29 Психологические особенности разных категорий людей, нуждающихся в по- 1 Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали и моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинноследственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств. Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описы- мощи волонтеров (люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, дети-инвалиды и др.) вать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств. 30 Обобщающий урок по теме: «Учимся работать с документами» 1 31 Подготовка к акции «Мой двор, моя улица 1 32 Участие в акции «Мой двор, моя улица» 1 33 Подготовка и участие в акции «Ветеран живѐт рядом». 1 34 Итоговый урок 1 На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.