РП_лидер_5-6 кл

Приложение 1
к основной образовательной программе
основного общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Лидер» (5-6 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лидер»
разработана в соответствии с пунктом 32.1 нового федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(далее - ФГОС ООО) и реализуется 1 год для обучающихся 5-6 классов. Этот
курс внеурочной деятельности обозначен в плане внеурочной деятельности.
Данная рабочая программа является частью содержательного раздела
основной образовательной программы основного общего образования (далее
- ООП ООО).
Рабочая программа определяет организацию образовательной
деятельности учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному курсу
внеурочной деятельности с указанием форм проведения внеурочных занятий
и с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью
ООП ООО, определяющей:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности
и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического
совета
Дата 30.08 2023г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Лидер»
(5-6 класс)
срок освоения программ: 4 года
Разработчик: педагог-организатор
Труфанова Светлана Ивановна

г. Соликамск, 2023г

Пояснительная записка







Я – лидер! Как звезда на небе,
Мне ярче хочется светить,
И, познавая мир науки,
Полезным людям хочу быть.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании
школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте
национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно
в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях
системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным
учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным
стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности
детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание
рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Таким образом, воспитание и социализация – процессы становления личности.
Нормативно правовая основа программы.
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы основного общего образования.
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного
общего образования (гигиенические требования)
7. Устав ОУ.
Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и
неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все
то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется,
чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь
счастливо и ярко.
Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания,
старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные
моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его,
уметь работать в коллективе.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него
организаторских и коммуникативных качеств. Необходимость научить подростков
самостоятельно думать, решать, действовать и чувствовать ответственность за себя и
других является частью социального заказа в области воспитания. Другими словами,
следует говорить о развитии у детей способности к лидерству.
В отечественной воспитательной теории и практике в решении данной проблемы
накоплен достаточно большой опыт. Такой опыт апробирован и широко используется в
детских оздоровительных лагерях и центрах, где каждый ребенок, попадая в новые,
отличительные от привычных для него условия, может заявить о себе, как о лидере,
способном вести за собой и помогать достигать определенных результатов и высот.
Основные идеи программы:
достижение лидерского первенства в товарищеском состязании нравственными методами
и способами, стимулирование желания быть первым, полезным в нужной социальнозначимой деятельности;
идея актуальной и потенциальной успешности личности школьника в процессе
самореализации;
идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха;
идея стимулирования стремления личности ученика к успеху.

























В условиях дополнительного образования актуальность образовательной
программы «Лидер» продиктована реализацией компетентностного подхода в обучении с
учетом его приоритетных направлений:
свободный выбор воспитанниками видов и сфер деятельности;
ориентацию на личностные интересы, потребности, способности воспитанника;
возможность самоопределения и самореализации воспитанника;
единство обучения, воспитания и развития;
практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Данная образовательная программа позволяет воспитанникам приобрести опыт
социально-значимой деятельности, активной коммуникации.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. Срок реализации – 1 год. Годовая
нагрузка – 64 чааа.
Цель программы: развитие и поддержка лидерских качеств детей в различных
областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
способствовать реализации творческого потенциала воспитанников через проведение
КТД, акций, квестов, организации активных перемен праздников и др;
повышать творческую и деловую активность воспитанников;
воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
создавать ситуации, стимулирующие проявление лидерского потенциала.
Формы работы
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач,
познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики
содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
Деловые и ролевые игры.
Упражнения на взаимодействия в группе.
Тренинги.
Творческие задания.
Конкурсы (участие в школьных, городских, краевых).
Проигрывание ситуаций.
Дискуссии
Встречи со специалистами и интересными людьми.
Экспресс тесты и опросы.
КТД.
Беседы.
Поскольку программа направлена на обучение детей младшего и среднего школьного
возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
- Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные
отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебновоспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их
судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.
- Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование
различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное
восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает
массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных
проблем,
открывая
тем
самым
путь
к
собственному
развитию.
- Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях,
ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая
открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к
высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает
созданию
ситуации
успеха.
- Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и,
опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления

способностей.
- Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление
психологического
здоровья
ребенка.
- Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.
В процессе освоения программы обучающиеся получат возможность
формирования Универсальных Учебных Действий.
Универсальные учебные действия в программе группируются в четыре основных
блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, обеспечивают
ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными
целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и
принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных
нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира,
окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и
учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции
своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к
самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего
профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора
необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания,
логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение
слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг
друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи,
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает
умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и
готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия,
порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях
познания и мотивацию к обучению.
Содержание обучения
Раздел 1 . Кто такой лидер? (5 час)
Самоуправление в детском коллективе
Знакомство с группой. Понятие «Лидер», «организатор», «руководитель», определение
понятийного аппарата лидера. Умение позиционировать себя в незнакомой среде.
Использование различных видов диалога в ситуациях формального, не формального,
межличностного общения.
Кто ведёт за собой?
Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста.
Знание личностных качеств лидера, умение определять свои качества. Знание всех видов
ролей лидера. Определение своего стиля.
Раздел 2. Организаторская техника лидера (6 час)
Лидер - созидатель, лидер – разрушитель

Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Правила руководства.
Правила реальных возможностей, руководства с отклонениями, использование автономии.
Умение организовывать команду. Объективное оценивание своего вклада в решение
общих задач коллектива. Согласование и координация деятельности с другими ее
участниками. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Лидер – организатор, лидер – генератор
Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти. Умение
выступать перед аудиторией, играть различные роли.
Я умею, я могу
Распределение ролей, ответственных. Проведение Дня рождения Доброграда
Раздел 3. Умения и навыки лидера (6 час)
Лидер – организатор, лидер – генератор
Подготовка лидера как оратора, реплики – высказывания великих людей. Умение
анализировать и высказывать свое мнение.
Лидер – инициатор, лидер – эрудит
Правила поведения в общественных местах, деловая игра «В мире этикета». Умение
соблюдать правила этикета и правила поведения в определенных ситуациях. Выступление
перед группой. Чтение стихотворений.
Абсолютный лидер
Проведение игры. Определение ролей. Овладение умениями совместной деятельности.
Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.
Коллективно –творческая деятельность
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы подготовки и
проведения КТД. Умение планировать работу, находить необходимую информацию.
Раздел 4. Виды деятельности лидера (15 часов)
Виды и этапы коллективно – творческой деятельности
Что значит коллективное творческое дело. Самооценка способностей. Согласование и
координация деятельности с другими ее участниками.
Специфические проявления лидерства
Шаги проекта. Выстраивание шагов проектной деятельности. Выделение проблемы и
поиск путей ее решения. Отбор и анализ необходимой информации.
КТД «Слет актива Доброграда»
Подготовка, распределение ролей, обучение помощников. Согласование и координация
деятельности. Роли лидера малой группы.
Могу ли я быть лидером-организатором?

Разработка игровой новогодней программы для начальных классов. Поиск информации,
необходимую для организации игры.
Раздел 5. Организация школьного и классного самоуправления (32 часа)
Каким же должен быть лидер?
Старосты и актив класса. Их роли. Роль лидера в классном коллективе. Оценивание своей
практической деятельности и практической деятельности одноклассников. Умение
проводить сравнительный анализ, систематизировать полученные выводы. Самооценка
способностей. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.
Разработка и проведение мероприятия для классного коллектива.
Стиль работы лидера
Составление конкурсной программы к 23 февраля. Определение ролей ведущих
Использование различных форм конкурсных программ. Проведение программы.
Практикум «Перевертыши», «Театр».
Разница между эмоциональным и деловым лидером
Разработка плана проведения акции. Обозначить этапы проведения акции. Объективное
оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Определение адекватных
способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Проекты
Акция к 8 марта. Деловая игра «Лидер». Театр-экспромт. Неделя здоровья. Проект
«Марафон Победы». Проект «Безопасные каникулы».
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности













Программа «Лидер» позволяет добиться следующих результатов.
Личностных:
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии;
Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувства других людей и
сопереживания им;
Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
осознанное отношение к собственным поступкам;
Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Матапредметных:
Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом,
сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять
функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий.
Предметных:













Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую
деятельность;
Развитие качеств, присущим лидерам;
Приобретение
устойчивых
навыков
самостоятельной,
целенаправленной
и
содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных
социально-творческих задач.
Качество реализации программы «Лидер» состоит из 3-х уровней: высокого (80100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).
Высокий уровень (80-100%): умение бесконфликтно общаться со сверстниками и
взрослыми людьми; организация и проведение социально значимых акций (мероприятий)
для школьников начальных классов; разработка и реализация досуговых программ.
Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; участие в
реализации досуговых программ; участие в социально значимых акциях (мероприятиях)
для младших школьников; знание правил бесконфликтного общения со сверстниками и
взрослыми людьми.
Низкий уровень (0-49%): участие в мероприятиях МАОУ «СОШ №12»; знание
основ оформления стенного уголка; знание основ психологии и педагогики; частичное
участие в реализации проектной деятельности.
В программе формируются следующие компетентности: презентационная,
познавательная, социальная.
В результате работы по программе внеурочной деятельности «Лидер»
воспитанник научится:
Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;
Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;
Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;
Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.
Воспитанник получит возможность научиться:
Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе
реализации коллективных творческих проектов;
Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.
Тематическое планирование
№

Тема, раздел

Количество
часов
5 часов

1.

Кто такой лидер?

2.

6 часов

3.

Организаторская техника
лидера
Умения и навыки лидера

4.

Виды деятельности лидера

15 часов

5.

Организация школьного и
классного самоуправления

32 часа

6 часов

Формы проведения занятий
Игры на командообразование,
практикум,
аакция «С днем Учителя!», беседа
Тренинг, игра, информационное
занятие, практикум
Игра, беседа, деловая игра,
информационное занятие, практикум
Информационное занятие,
практикум, проведение КТД
Информационное занятие,
практикум, проведение КТД,
реализация проектов

Календарно-тематическое планирование
Название плана

Курс внеурочной
деятельности
«Лидер»

Параллель

5-6 класс

Кто такой лидер?
Самоуправление в детском коллективе
Самоуправление в детском коллективе
Самоуправление в детском коллективе
Кто ведёт за собой?
Кто ведёт за собой?
Организаторская
техника лидера
Лидер - созидатель, лидер – разрушитель
Лидер - созидатель, лидер – разрушитель
Лидер – организатор, лидер – генератор
Я умею, я могу
Я умею, я могу
Я умею, я могу
Умения и навыки
лидера
Лидер – организатор, лидер – генератор
Лидер – инициатор, лидер – эрудит
Лидер – инициатор, лидер – эрудит
Лидер – инициатор, лидер – эрудит
Абсолютный лидер
Коллективно –творческая деятельность.
Виды деятельности
лидера
Виды и этапы коллективно – творческой
деятельности
Специфические проявления лидерства
Специфические проявления лидерства
КТД «Слет актива Доброграда»
КТД «Слет актива Доброграда»
КТД «Слет актива Доброграда»
КТД «Слет актива Доброграда»
Роли лидера малой группы
Роли лидера малой группы
Роли лидера малой группы
Могу ли я быть лидером-организатором?
Могу ли я быть лидером-организатором?
Могу ли я быть лидером-организатором?
Могу ли я быть лидером-организатором?
Могу ли я быть лидером-организатором?
Организация
школьного и
классного
самоуправления
Каким же должен быть лидер?
Каким же должен быть лидер?
Каким же должен быть лидер?
Каким же должен быть лидер?
Спортивная игра «Самый ловкий!»
Спортивная игра «Самый ловкий!»
Стиль работы лидера
Стиль работы лидера
Стиль работы лидера
Стиль работы лидера

Стиль работы лидера
Стиль работы лидера
Разница между эмоциональным и
деловым лидером
Разница между эмоциональным и
деловым лидером
Акция к 8 марта
Акция к 8 марта
Деловая игра «Лидер»
Деловая игра «Лидер»
Театр-экспромт
Театр-экспромт
Неделя здоровья
Неделя здоровья
Неделя здоровья
Проект «Марафон Победы»
Проект «Марафон Победы»
Проект «Марафон Победы»
Проект «Марафон Победы»
Проект «Безопасные каникулы»
Проект «Безопасные каникулы»
Заключительное занятие

Литература
1.Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга
современного руководителя/ Н.Ф Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2.Журнал «Классный руководитель» № 1, 1997 г.
3.Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань. 1987.
4. Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий,
2006.
5. Серия "Детские общественные движения и ученическое самоуправление", "Хочу быть
лидером!". Выпуск 1,2. Нижний Новгород, 2006 г.
6.Тихомирова. Е. «Воспитание лидера», ж. «Воспитание школьника» № 4, 2003г.
7.Тихомирова. Е. «Воспитание лидера», ж. «Воспитание школьника» № 6, 2003г.
8.Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. "Психологическая школа
молодежных лидеров". Московский психолого-социальный институт. М., 2006
9. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива.- М.,- ТЦ Сфера, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».