РП_Уроки общения_ 5кл

Приложение 1
к основной образовательной программе
основного общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Уроки общения»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения»
разработана в соответствии с пунктом 32.1 нового федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и
реализуется 1 год в 5 классе. Этот курс внеурочной деятельности обозначен в плане
внеурочной деятельности. Данная рабочая программа является частью
содержательного раздела основной образовательной программы основного общего
образования (далее - ООП ООО).
Рабочая программа определяет организацию образовательной деятельности
учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному курсу внеурочной деятельности с
указанием форм проведения внеурочных занятий и с учетом рабочей программы
воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью ООП ООО,
определяющей:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
(далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета
Дата 30.08 2023г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Уроки общения
5 класс
срок освоения программ: 4 года

г. Соликамск, 2023г
2

Пояснительная записка
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание
психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие
каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье. В
ситуации дискомфорта в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что вызывает
тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. По результатам психологических
исследований выявлено, что в 5-х классах количество детей с высоким уровнем тревожности
несколько выше, чем в других классах школы, и связано это с особенностями переходного периода
из начальной школы в среднюю школу.
В данный возрастной период происходит изменение условий обучения: дети переходят из
начального звена школы в среднее звено. Как правило, такой переход сопровождается появлением
разного рода трудностей. Перед учащимися встают задачи адаптации к изменившимся условиям
обучения: разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику
разными педагогами, смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» в
средней, для некоторых учащихся — смена классного коллектива. Все это является довольно
сложным испытанием для психики школьника. Для этого возраста характерно повышение
тревожности, неуверенности, страхов.
Данная программа является психолого-педагогической программой образовательного
учреждения и разработана на основе программы психологических занятий для учащихся 5-х
классов Клащус Н.Г, Кобзеева Е.М. «Я выбираю успех!» и психологических тренингов Грецова
А.Г. Также в программе используется эмоциональный тренажер Л.Депутатовой «School kids».
Программа «Уроки общения» разработана для профилактики рисков школьной адаптации
учащихся младшего подросткового возраста.
Целью программы является создание психологических условий для формирования
предпосылок успешного развития личностных и метапредметных компетенций учащихся в
процессе дальнейшего обучения.
Задачи:
1.

Профилактика всех форм школьной дезадаптации;

2.

Целенаправленное формирование вербально-логических когнитивных структур

3.

Формирование структурированной системы знаний о возможных способах и

формах преобразования вербального материала
4.

Развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность, в том числе

учебную
5.

Развитие личностных характеристик учащихся: осознание ими разных видов

поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания
о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях
3

6.

Развивать коммуникативные способности, навыки эффективного общения.

Продолжительность занятий: цикл из 17 занятий продолжительностью 45мин. Занятия
проводятся через неделю.

Содержание обучения
Рефлексия личностных качеств
Формирование личной мотивации обучения в средней школе, осознание своих целей. Развитие
мышления (синтез). Развитие переключения внимания
Негативные переживания
Ослабление негативных переживаний школьных ситуаций. Развитие мышления (анализ через
синтез). Развитие пространственных представлений.
Какие мы разные
Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие слуховой памяти. Формирование осознания
необходимости правильной подготовки к урокам на основе знаний о требованиях к ответам.
Рефлексия чувств.
Я узнаю себя
Развитие мышления (вербальный анализ). Развитие пространственных представлений. Развитие
концентрации и устойчивости внимания.
Развитие эмоционального интеллекта
School kids. Тренинг навыков бесконфликтного решения вопросов ученик-ученик, ребеноквзрослый.
Эффективная работа с информацией
Формирование осознанного подхода к учебному материалу. Развитие мышления (установление
сходства, противоположности). Развитие мышления (гибкость).
Что я чувствую
Рефлексия собственных чувств. Повышение самооценки, групповой сплоченности. Развитие разных
видов памяти. Развитие пространственных представлений.
Как планировать время
Развитие вербального мышления (преобразование предложений без изменения смысла). Развитие
слуховой памяти, перевод слуховой модальности в кинестетическую. Формирование понимания
важности рациональной организации времени.
Уверенный/неуверенный человек

4

Развитие умения различать виды поведения. Развитие логического мышления (отработка умения
дифференцировать отношения между понятиями «часть — целое» и «обобщение —
конкретизация»). Развитие пространственных представлений. Формирование приемов подготовки
домашних заданий
Как пережить обиду
Развитие логического мышления (разделение понятий). Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения. Развитие эмоциональной сферы.
На ошибках учатся
Формирование мотивации достижения успеха в ситуации учебной ошибки. Выработка правильного
отношения к неудачам и ошибкам. Развитие логического мышления. Развитие пространственных
представлений, слуховой памяти.
Что такое дружба
Выяснение представлений учащихся о дружбе. Развитие логических форм вербального мышления
(определение видов суждений). Развитие пространственных представлений. Развитие тактильной
памяти, речи.
Самооценка
Формирование знаний учащихся об уровнях самооценки. Развитие умения различать уровни
самооценки в поведении. Развитие логических форм вербального мышления. Развитие слуховой
памяти.
Конфликт или взаимодействие
Развитие логических форм вербального мышления. Развитие слухового восприятия. Развитие
навыков общения и разрешения конфликтов.
Диагностика
Диагностика школьной тревожности (стартовая). Диагностика школьной тревожности (финальная).
Методы и приемы работы:
• групповая дискуссия;
• мозговой штурм;
• беседа;
• ролевая игра;
• рефлексия;
• памятки.
Структура занятия: каждое занятие программы состоит из вводной, основной и
заключительной частей.
Планируемые результаты освоения рабочей программы:
5

Метапредметные:
• нивелирование дезадаптивных факторов при переходе учащихся в среднее звено школы;
• снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня,
соответствующего возрастной норме;
• развитие культуры общения младших подростков со сверстниками и взрослыми;
• формирование вербально-логических когнитивных структур, которые проявляются в
повышении уровня учебных умений и навыков;
• повышение эффективности приемов учебной деятельности;
• повышение уровня самостоятельности, учебной активности, познавательной мотивации,
творческих способностей.
Личностные:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Тематическое планирование
№ занятия, тема
1.Мои цели

Количество часов
1

2. Диагностика

1

3. Негативные переживания
(у.4)

1

4. Какие мы разные.(у.5)

1

5. Я узнаю себя (у.6)

1

6. School kids
7. Эффективная работа с
информацией (у.7)

1
1

Формы проведения
Упражнения
Знакомство с самим собой.
Мои цели
Три слова.
Называйте и считайте.
Определение школьной и
личной тревожности
Упражнения
Составьте слова.
Представьте куб.
Рисуем слово
Упражнения
Отгадайте слова.
Запомни и ответь.
Что важно при ответе.
Какие мы разные.
Упражнения
Объясните греческие слова.
Необычные ножницы.
«Муха».
Я узнаю себя
Игра «School kids»
Упражнения
Как я воспринимаю
6

8.Что я чувствую (у.10)

1

9. School kids
10.Как планировать время
(у.13)

1
1

11.Уверенный/неуверенный
человек (у.21)

1

12. Как пережить обиду
(у.22)

1

13. На ошибках учатся
(у.23)

1

14. Что такое дружба (у.24)

1

15. Самооценка (у.28)

1

16.;Конфликт или
взаимодействие

1

17. Диагностика

1

информацию.
Выберите синонимы и
антонимы.
Способы применения
предмета.
Я — ромашка.
Упражнения
Тренируем разные виды
памяти.
Вид комнаты сверху.
Что я чувствую?
Комплименты
Игра «School kids»
Упражнения
Выразите разными словами.
Пантомима.
Как управлять временем.
Упражнения
Сравниваем понятия.
Дополните до куба.
Как выполнять домашнее
задание (устные задания).
Какое бывает поведение?
Упражнения
Разделите понятия.
Перекресток.
Придумайте предметы.
Как пережить обиду.
Упражнения
Деление понятий.
Рисуем в уме.
На ошибках учатся.
Уроки ошибок.
Упражнения
Определите вид суждения.
Переворот фигур.
Что такое дружба.
Угадай предмет
Упражнения
Измените форму, не меняя
содержания.
Запомни и ответь.
Самооценка.
Что скрывает поведение.
Упражнения
Учимся рассуждать.
Составь вопрос.
Конфликт или взаимодействие.
Определение школьной и
личной тревожности

7

Список литературы
1. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание / А. Г.
Грецов — «Питер», 2011
2. Депутатова Л. Методическое руководство «Как договориться со школьником»: метод.
пособие.- Пермь, 2020
3. Клащус Н.Г., Кобзеева Е.М Программа по профилактике школьной дезадаптации учащихся
младшего подросткового возраста «Я ВЫБИРАЮ УСПЕХ!» : метод. пособие. — М. :
Издательство Московского психолого-социального университета, 2017. — 288 с.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».