РП_Люблю тебя, мой Соликамск_3 кл

Приложение 1
к основной образовательной программе
начального общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Люблю тебя, мой Соликамск»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Люблю тебя, мой
Соликамск» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО (или
положением о рабочих программах1) и реализуется 1 год в 3 классе. Этот
курс внеурочной деятельности обозначен в плане внеурочной деятельности.
Данная рабочая программа является частью содержательного раздела
основной образовательной программы начального общего образования
(далее - ООП НОО).
Рабочая программа определяет организацию образовательной
деятельности учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному курсу
внеурочной деятельности с указанием форм проведения внеурочных занятий
и с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью
ООП НОО, определяющей:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности
и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического
совета
Дата 30.08 2023г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Люблю тебя, мой Соликамск»
3 класс
реализации рабочей программы – 1 год

Разработчик: учителя начальных классов
Марчак Людмила Егоровна
Быданова Нина Николаевна
Осетрина Татьяна Ивановна
Чухванцева Анна Дмитриевна
Матушкина Марина Александровна

г. Соликамск, 2023г

Пояснительная записка
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников,
расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая
Родина» ребѐнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные
места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия
города,
это
и
известные
люди,
гордость
и
слава
нашего
края.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по
изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и
познавательного
отношения
к
краеведческому
материалу.
Под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятникоохранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо
«края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой
причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно
местных
жителей.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города,
культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать на примерах мужества,
героизма и мудрости соликамцев, развивать интеллектуальные и творческие способности
учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность –
духовно, интеллектуально, нравственно. Материалы программы могут быть использованы
на уроках окружающего мира в начальной школе, при изучении тем с использованием
краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует
воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской
работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две
черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Люблю тебя, мой Соликамск»
разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми
результатами освоения основной образовательной программы начального общего
образования, на основе учебного издания для учащихся начальных классов
образовательных организаций Соликамского городского округа, рекомендованного
Министерством образования и науки Пермского края, приказ от 30.06.2020 № 26-01-06119. Под редакцией Фисюк Л.В.
Программа направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на
подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Специфика курса состоит в том, что он, помогает обучающимся, с опорой на их
собственный опыт, составить целостную картину жизни своего края, установить связь
живущих в нем поколений. В условиях многонационального, поликультурного общества
России, особое значение имеет изучение и понимание истории и культуры населяющих
страну народов, их взаимодействия между собой. Изучение краеведения прививает не
только любовь к родному краю, но и стремление знать его историю и культуру.
Содержание программы отражает системный подход к изучению родного края и
обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся, формирования
позитивного мировоззрения.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных
представлений человеке и обществе, исторических понятиях, развитии целостного
восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает психическое и личностное развитие
школьника, формирование учебных и универсальных учебных действий, формирование и
развитие эрудиции ребенка и предпосылок научного мировоззрения.

Воспитывающая функция нацелена на социализацию ребѐнка, на формирование
духовно-ценностных ориентиров, высоких нравственных и гражданских чувств,
воспитание эмоционально-положительного взгляда на свою малую Родину.

Цель программы:
Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому
прошлому и настоящему города Соликамска Пермского края на основе познавательной,
практической и исследовательской деятельности.
Задачи: создать условия для
- формирования исторических понятий,
- понимания взаимосвязи природоведческих, исторических, искусствоведческих и других
наук, формирование цельного мировосприятия,
– принятия тех духовно-нравственных ценностей, которые были осмыслены,
прочувствованы учащимся в ходе учебно-практической деятельности по курсу,
– воспитания чувств гражданственности, патриотизма, бережного отношения к родному
краю, к историко-культурному наследию Соликамска;
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомить обучающихся с историей возникновения города Соликамска;
- познакомить с жизнью и деятельностью значимых в истории города людей, их вкладе в
развитие нашего края;
- познакомить обучающихся с историческими и архитектурными памятниками;
- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской
деятельности;
- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению
результатов краеведческого исследования;
- формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками
информации;
- формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
- развивать зрительную, слуховую и моторную память;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;
- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;
- воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;
- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической
деятельности;
- формировать социальные умения и навыки;
- воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;
- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.
Актуальность программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот
период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится
правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам
и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Практика работы в начальной школе, бесед с учащимися, наблюдения
свидетельствуют, что экскурсионно-краеведческая работа проводится, но не носит
системного подхода. Анализ интересов младших школьников показал, что знакомство с
прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить
во внеурочное время.
Новизна
Программа «Люблю тебя, мой Соликамск» отличается уникальностью – история
одного города и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации –
учебное издание (16 рассказов по истории Соликамска, произведения для детского
чтения). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при
изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного
искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической
деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся
смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с
историко-культурными объектами города; оценки их эстетической ценности;
ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях –
внесших вклад в развитие и историю города.
Воспитательный компонент курса «Люблю тебя, мой Соликамск» реализуется
через:
- воспитание чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края
средствами краеведческой деятельности;
- усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой,
познавательной, учебной, творческой деятельности;
-формирование
гражданских
навыков
через
познавательный,
досуговый,
исследовательский блоки, а также через практические занятия;
- применение на занятиях смены видов деятельности: познавательной, игровой,
творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности способствуют
задания учебного пособия, работа с текстами, иллюстративным и справочным
материалом, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с
интересными людьми;
- коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения,
целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством
художников, поэтов, писателей, прослушивание музыкальных произведений, просмотр
видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические
игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц;
диагностика).
Важными условиями для успешной реализации программы служат
следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
- принцип смены видов деятельности;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип добровольности;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: формирование навыков смыслового чтения средствами технологии
продуктивного чтения, технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные
технологии. Основные формы работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная,
парная, групповая, коллективная. Методы работы с обучающимися: рассказ, беседа,
чтение и анализ текста, демонстрация, иллюстрация, ролевая игра, исследование, метод

проектов, решение ситуационных задач, оценка и самооценка, создание ситуации успеха.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:
разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим
работам, защиту проектов.
Описание места предметного курса в учебном плане.
Программа обучения рассчитана на школьников 3-4 классов. В ее основе развитие
личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Срок реализации
программы: 1 год (34 часа).
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Планируемые результаты реализации программы:
Раздел «Результаты изучения курса» оформляется в соответствии с локальным актом ОО.
Все виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на достижение
определенных воспитательных результатов.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение ребѐнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем
уровням:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия.
Достижение всех трѐх уровней результатов внеурочной деятельности будет
свидетельствовать об эффективности реализации внеурочной деятельности.
Содержание программы позволяет решать задачи и создает условия для развития ряда
универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные)
Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают
познавательный интерес учащихся.
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки
выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
метапредметные результаты: познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД;
предметные (если ваша программа подразумевает достижение данного вида результатов;
формулируются на каждый год реализации программы).
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные:
• умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и
интерпретации информации;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета
Коммуникативные:
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• умение координировать свои усилия с усилиями других;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Личностные результаты:

проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой
родины;

уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры
и культуры;

проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к
самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного
отношения к результатам труда, осознания значимости труда;
Мониторинг (диагностирование) результатов
1)Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются
выставки, фестивали, соревнования, викторины, олимпиады, учебно-исследовательские
конференции и т.п. Перечень и сроки проведения мероприятий должны быть прописаны
заранее.
2)Отслеживание личностного
наблюдения и собеседования.
3)Оценочные материалы

развития

обучающихся

осуществляется

методом

-пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов;
-контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных
личностных и метапредметных результатов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в тематическом
плане.
Программа предусматривает следующие формы проведения:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- сообщения уч-ся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
- видеоуроки о Соликамске lyubimiigorod.ru›solikamsk/news/7083207
1.

Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле

На Пермской земле появилось уникальное явление древней культуры – пермский
звериный стиль, в котором нашли отражение сведения из истории жизни древнего
народа. Это искусство создания предметов с изображениями животных и человека из
металла, дерева, бересты, кости, керамики, кожи и меха. Многие произведения впервые
были найдены на территории древней Пермской земли. В настоящее время число
находок очень велико.
Большинство предметов использовалось для украшения костюма, орудий труда, утвари,
конской упряжи. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав
костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему
оберегом. Одним из животных, издревле почитаемых на Урале, был лось. Но самой
большой популярностью пользовался медведь – хозяин тайги, которого почитали многие
народы Урала.
Эрмитаж, Государственный исторический музей, краеведческий музей Чердыни,
Пермский краеведческий музей, раскопки в Городище Соликамского городского округа.
Словарь: Пермская земля, Урал, Чердынь, Соликамск, амулет, оберег, идол, конская
упряжь, сбруя, утварь.
2.

Рассказ о первых народах Пермской земли и их вере.

Люди издавна заселяли эти места. Северо-восточные земли, простирающиеся от
предгорий Урала, славились богатыми пушным зверем лесами, рыбными реками и
озѐрами, полезными ископаемыми – солью, медью, железом. С глубокой древности здесь
жили народы коми – пермяки и манси. Коми – пермяки. Народ финно-угорской группы,
проживающий в России. Манси (устаревшее — вогулы) — малочисленный народ в
России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми-пермяки и
русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье.
Через Пермь Великую (так позднее назывались эти земли в русских летописях) проходили
важнейшие пути сообщения Западной Европы и Русской равнины со степными и
таѐжными районами нашей страны и государствами Древнего Востока. Переломным в
истории нашего края является XV век. Появляются новые русские поселения, Соликамск
из маленького поселения превращается в город. Пермь Великая вошла в состав Русского
государства, установлено христианство. А до этого у пермян было много богов, которые
являлись покровителями охоты и рыболовства.

Словарь: Уральские горы, Зауралье, Прикамье, православная вера, православие, язычники,
Ростов, Стефан, летопись.

3.

Рассказ о том, как появился город Соликамск

Первые пять труб на реке Боровой поставили, приехавшие сюда новгородцы - братья
Калинниковы. Но из-за скудости рассолов оставили это место и поселились на реке
Усолке в 1430 году, «где нашли больше способов для продолжения своего промысла». Так
при соляных промыслах и возник город. Первоначально он назывался в летописи
1506 г. Усолье на Камском, позднее Усолье Камское, а с XVII века Соль Камская, и
только позже получил название Соликамск. Значит, жизнь и название нашему городу
дала соль.
Словарь: Акинфий Ливонов, Калинниковы, село Верх-Боровское, река Усолка, Усолье
Камское, Соль Камская, царь Михаил Фѐдорович, оборонительные сооружения, Дом
воеводы, Москва, Государева Сибирская дорога, Бабиновская дорога, Артемий Бабинов,
Китай, Бэйпин (Пекин), Троицкий собор, Богоявленская церковь, гора Григорова, Михаил
Филиппович Турчанинов, село Красное, Григорий Демидов, Алексей Фѐдорович
Турчанинов, пуд, памятник архитектуры, посадские люди.
4.
Рассказ о Государевой Бабиновской дороге
Строительство дороги началось в 1595 году. В помощь Бабинову на строительство дороги
были направлены из Чердыни 2 чиновника и 40 крестьян. Говорят, работы они вели без
всякой охоты, спустя рукава, а Бабинова на чем свет бранили, насылая на его голову
разные напасти. А всѐ из-за того, что для жителей Чердыни новая дорога означала конец
экономическому благополучию, так как от Соликамска вела она не на северную Чердынь,
как раньше, а в Сибирь. Бабиновская дорога была полностью сухопутной. Бабиновская
дорога заменила собой Чердынскую (Вишерскую) дорогу длиною в 2000 вѐрст. Дорога
шла на восток через реки Яйва, Косьва, пересекала Уральские горы и выходила к р. Тура,
где был заложен город Верхотурье.
Бабиновская дорога проложена Артемием Бабиновым после получения царской грамоты
менее чем за три года. 40 человек создали целую дорогу, проложив несколько десятков
настилов и гатей, построив 9 мостов через реки. Движение по ней было открыто 27
декабря 1597 года.
Дорога шла от Соликамска до Верхотурья через с. Городище - Половодово - Верх Усолку - Сурмог - Верх-Яйву – Чикман - Растес - Павдинскую.
В основании Бабиновской дороги стоял древний город Соликамск. Официально
Бабиновский тракт начинался на торговой площади от Соборной колокольни, где в то
время находилась городская управа. Сейчас там установлен верстовой столб.
Словарь: Сибирь, Чердынская (Вишерская) дорога, реки Яйва, Косьва, Тура, город
Верхотурье, гать, Верх-Усолка, Сурмог, Бабиновский тракт (Бабиновка), Соборная
колокольня, памятный знак верстовой столб, верста, Новая Сибирская Верхотурская
дорога, Тюмень, Тобольск, царь Фѐдор Иванович, государева дорога, церковь Введения
Пресвятой Богородицы. подвода, Михаил Богданов.
5.

Рассказ о добыче соли в Соликамске.

Расцветом солеварения в Прикамье, организованного Строгановыми, можно считать
XVII-XVIII века, когда уральской солью «пермянкой» солились блюда на царских
столах не только Российской империи, но и других стран Европы. Большая часть
соляных скважин и солеварен находилась в центральной части города, но ко второй
половине XIX века скважины истощились и в 1878-1882 годах недалеко от Соликамска
был построен новый Усть-Боровской солеваренный завод. Он был возведѐн на средства

вятского купца Александра Васильевича Рязанцева в небольшом посѐлке Боровске,
расположенном к северу от Соликамска, на левом берегу Камы.
Процесс добычи соли был длительным и очень трудоѐмким. В начале 20 века УстьБоровской завод при 12 варницах имел 7 соляных ларей. Соляные лари получали
имена владельцев и передавались по наследству.
Сохранились в музее Соли
Александровский, Васильевский соляные лари.
Следующим этапом добычи соли была выварка. Варка соли – тонкое искусство, которым
владели лишь опытные мастера-солевары. Свои секреты по выварке соли они
передавали по наследству от одного поколения к другому.
Словарь: Ярославль, Нижний Новгород, Вятка, Балахны, село Усть-Боровая, завод УстьБоровской, Александр Васильевич Рязанцев, Александровская башня, Александровский
ларь, Васильевский ларь, семья Рязанцевых, Кама, Волга, соль, холст, вар, ларь, цырен,
полати, амбар, матица, обсадные трубы.
6.
Рассказ о поисках руды в Прикамье и о первом медеплавильном заводе в
России.
Крупнейший медный рудник находился в верховьях Камы, в окрестностях деревни
Григорово на Григоровой горе. Именно здесь в 1633 – 1634 годах началось
строительство первого медеплавильного завода в России в окрестностях Соликамска,
где экспедиция Стрешнева нашла руду. Григоровский рудник был в России первым
предприятием со сложной системой подземных разработок. Добыча руды на Григоровой
горе велась шахтами – «подкопами» - выемками горных склонов, или короткими
штольнями. Прибывшие в 1635 году на Григорову гору русские и немецкие мастеровые
и рудознатцы увидели здесь уже построенный завод. Григоровский завод стал первым
медеплавильным заводом России.
Со вступлением на престол Петра I начинается новый этап в истории Григоровского
рудника. Урал был единственным известным в то время районом России, где имелись
богатейшие залежи медной руды. В 1722 году на Урал приезжает генерал-майор Вилим
Иванович Геннин. Он осматривает месторождения медных руд и выбирает места для
строительства медных заводов в Кунгурском и Соликамском уездах.
Василий Никитич Татищев, известный русский историк.
Словарь: Никита Строганов, приказчик Яков Литвинов, челобитьи, царь Михаил
Фѐдорович, Верхнекамье, Джон Ватер, Орѐл-городок, Василий Стрешнев, воевода Илья
Зубов, Василий Никитич Татищев, речка Пыскорка, завод Пыскорский, Пѐтр I, Вилим
Иванович Геннин, уезд Соликамский, уезд Кунгурский, амбар, четь, вотчина, запруда,
приказчик, алтын, деньга, кубок, воевода, окольничий, казна, экспедиция, фунт.
7.
Рассказ о строительстве Троицкого медеплавильного завода и о фабрике
медной посуды, сервиз которой Императрице был подарен.
Благодаря «Сказам» Павла Бажова «Две ящерки», «Малахитовая шкатулка» и другим
можно проследить судьбу рода промышленников Турчаниновых. Между тем основы их
благосостояния заложены были в Соликамске.
Солепромышленник Михаил Турчанинов начал добывать медную руду. В 1730 году
сумел построить собственный медеплавильный завод близ Соликамска на речке Талице
(отсюда двойное название завода – Талицкий или Троицкий). Осенью 1731 года
соликамцы начинают выпуск самоваров и прочей медной утвари. Соликамские медные
изделия, украшенные цветочной росписью, продавались по всей России и даже
поставлялись в столицу.
Словарь: Талицкий пруд, Троицкий медеплавильный завод, Австрия, Штирия,
штирийские, латунная посуда, императрица Елизавета Петровна, Петербург, Царское
Село, челобитная.
Николай Петрович Рычков (1746—1798) - русский путешественник и географ,
исследователь Урала «из капитанов полевых полков, поступивший в адъюнкты

Императорской академии наук», член Вольного российского собрания и Вольного
экономического общества, организатор российского шелководства. Его журнал
"Путешествия по разным провинциям России".
8.
Рассказ о том, как летом 1731 года на окраине города, в селе Красном,
Григорием Демидовым был заложен научный ботанический сад.
В 1735 году в Соликамск из столицы пришло известие о том, что в Петербурге Академия
наук создает академический ботанический сад. Заведовать им поручено приглашенному
на русскую службу немецкому ботанику И. Амману. Демидов установил связь с
Амманом, и уже вскоре в обмен на соликамские семена пришли на Урал семена разных,
очень редких растений, которые были высажены в оранжереях сада.
В 1742 году по Бабиновской дороге через Соликамск из Сибири возвращается экспедиция
немецких учѐных-ботаников - Иоганна Гмелина и Герарда Мюллера. Они на две недели
останавливаются у Демидова. В книге «Путешествие в Сибирь» Гмелин оставляет
несколько слов о великолепной оранжерее, которую он называет королевской и
единственной в этой стране.
В 1746 году Григорий Демидов познакомился с первооткрывателем Аляски, учѐнымнатуралистом – Георгом Стеллером. В Соликамск Стеллер приезжал в апреле 1746 года с
обозом научных материалов и с коллекцией сибирских и американских растений.
Демидовский сад – был единственным спасением для 80 растений. По дороге в Иркутск
Стеллер заболел и умер, успев поручить Григорию Демидову распорядиться своими
сибирскими коллекциями. Демидов сохранил бесценные коллекции Стеллера, передал
образцы гербария в Петербургскую академию наук, послал дубликаты в Швецию – Карлу
Линнею, известному естествоиспытателю.
Словарь: Акинфий Демидов, Настасья Суровцева, врач и ботаник Иоганн Амман,
естествоиспытатель Иоганн Гмелин, историограф Герард Мюллер, Георг Стеллер,
Аляска, Иркутск, Швеция, Карл Линней, Александр Демидов, Прокопий Демидов,
Нескучный сад, Иван Иванович Лепѐхин, церковь Иоанна Предтечи, ботаника, дендрарий,
дубликат, оранжерея, питомник, усадьба.
9.

Рассказ о том, как и кого обучали грамоте в далѐком прошлом

Сам термин ШКОЛА пришѐл на Русь в 14 веке: «учение книжное». Грамоте учили в
избах, переходя от одного хозяина к другому. Учителям денег за работу не платили,
а собирали для них продукты, дрова. Кроме одной классной комнаты и холодных сеней,
помещений больше не было. Мебель – это грубо сколоченные плотником скамейки и
столы на один рост на 4-6 или 12 учеников, классная доска, деревянная кадка для воды и
учительский стол. В одном из передних углов классной комнаты висела икона, лампадка
перед ней и прибитый гвоздями портрет царя над доской.
Единственная в Приуралье цифирная школа. Она располагалась в Соборной колокольне,
обучение было бесплатное, учеников отбирали независимо от сословия.
Церковно-приходские школы. Земская школа или одноклассное народное училище самое распространѐнное учебное заведение в Росийской империи до революции. Земские
школы, действовали в основном в сельской местности и давали только начальное
образование.
Словарь: цифирная школа, Степан Жеребцов, Елисея Саратовских, Пелагея СанниковаШайн, Алексей Ладанов, приходские школы, келья, розги, земство, приход.
10.

Глава о том, как ворвался XX век в жизнь тихого провинциального городка.

Первая Мировая война, революция и гражданская война изменили спокойное течение
жизни Соликамска.
Словарь: Пермская губерния, Свердловкая область, Кизел, Александровск, Усолье, Первая
мировая война, мобилизация, советская власть, национализация, поляна Борок (на Борке)

– от бор, борок - небольшой сосновый лес, Соликамский епископ Феофан, Евдокия
Ксенофонтова, Колчак.
11.

Рассказ о возрождении славы Соликамска.

В 1906 году летом на берегу Усолки на территории Троицкого сользавода Рязанцева была
заложена Людмилинская скважина. В 1907 году при производстве буровых работ в этой
скважине и в соседней Петровской, получены образцы каменной соли жѐлтого цвета с
красноватыми прослойками – Людмилинская скважина и соль тѐмно-красного цвета –
Петровская скважина, обнаружил в ней калий. Это было сенсацией.
В 1925 году под руководством геолога Пермского университета профессора Павла
Преображенского в Соликамске было открыто уникальное Верхнекамское месторождение
калийно-магниевых солей. Первые бадьи сильвинитовой руды – сырья для производства
калийных удобрений - были получены в Соликамске в 1930 году.
Калийные соли
открыл техник Николай Павлович Рязанцев. В 1934 г. заработал первый в России
калийный комбинат хлористого калия. Верхнекамское месторождение калийномагниевых солей является одним из крупнейших в мире. Лишь 12 стран в мире имеют
месторождения и, следовательно, возможность производить калийные удобрения. При
этом потребляют калийные удобрения более 150 стран. Основными странами, в которых
добывают калийную соль являются Канада, Россия и Беларусь. А закупают соль
Соликамска 86 стран.
Словарь: Людмилинская скважина, Николай Павлович Рязанцев, Иван Николаевич
Глушков, Павел Иванович Преображенский, Троицкий солеваренный завод, экспорт.
12.
Рассказ о том, как Соликамск не остался в стороне, когда началась Великая
Отечественная война, хотя находился далеко в тылу.
Всего из Соликамска и Соликамского района на фронт ушло 33 320 солдат. Наши
заводы калийный, магниевый, целлюлозно - бумажный выпускали 36 видов продукции,
а в годы войны - 54 вида. Выпуск продукции увеличился в 4 раза. В октябре 1941 года в
Соликамске началось строительство военного завода. Он получил № 577. Усть Боровской сользавод на некоторое время был единственным в стране, где выпускали
пищевую соль.
Соликамцы собрали 22 млн. руб. на нужды фронта.
Словарь: магниевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат, Боровский завод
боеприпасов - завод «Урал», Луганская область, Фонд обороны, система «Катюши»,
эскадрилья самолѐтов, Уральский добровольческий танковый корпус, Орѐл, Берлин,
танковое училище, Ленинград, Украина, медаль, орден.
13.

Рассказ о том, как изменилась жизнь соликамских школьников в годы войны

Не было у ребят времени на шалости и озорство. В военное время взрослели рано. В
госпиталях города было вылечено и отправлено на фронт более 26 000 человек.
Школьники были самыми долгожданными гостями в палатах. Собирали для
раненных солдат тѐплые вещи и 13 вагонов с тѐплыми вещами было отправлены на
фронт. В летние каникулы младшие школьники работали в подсобном хозяйстве
школы. Под руководством учителей они выращивали картофель, морковь, капусту.
А ученики 8-10 классов летом работали в колхозе. Сенокос. Собирали грибы и
ягоды. Старшеклассники летом шли на заготовку дров для школы. Учебный год начался
с 1 октября, до этого предстояло убирать овощи, копать картошку.
Словарь: подсобное хозяйство, трудовые будни.
14.

Рассказ о том, как за годы войны работало пять эвакогоспиталей.

Уже в августе 1941 года в Соликамск прибыли первые раненые. Всего в Соликамске
было сформировано 5 эвагоспиталей. Они располагались в санатории «Лесное», школах
№1,7 в здании педагогического института, в центральной больнице и в Боровской
больнице. В сентябре 1942 года в Соликамск из Курска прибыл и разместился в здании
управления магниевого завода госпиталь № 2696, с ноября 1943 года переформированный
во фронтовой и отправившийся к передовой. Госпиталь в Боровске проработал больше
года. За период с 1941 по 1945 год в госпитали Соликамска поступил 26 031 человек.
Возвращено в строй около 25 тысяч. Более тысячи инвалиды I и II групп. 160 человек
умерли от тяжелых ранений, захоронены на соликамском кладбище.
Словарь: Вера Михайловна Исакова, Нина Ивановна Томаш (Варушкина), эвакогоспиталь,
мемориал.
15.

Рассказ о каменной сказке Соликамска.

По своему архитектурному наследию, Соликамск стоит в одном ряду с такими
древнерусскими городами, как Владимир и Суздаль, Псков и Новгород. Начальный пункт
Бабиновской дороги, торговый город со своей таможней, Соликамск стал крупным
центром художественных ремѐсел и искусств.
В конце XVII начало XVIII веков, за сорок лет, каменных дел мастера создали
великолепный архитектурный ансамбль, который дал повод говорить: «Соликамск древний городок, Москвы уголок».
Словарь: Дом воеводы, Троицкий собор, зимний Крестовоздвиженский собор, Соборная
колокольня, звонница, шпиль, главка, Камчатская экспедиция, Витус Беринг,
Богоявленская церковь, Воскресенская церковь, свод, роспись, зимний храм, летний храм,
летняя Спасская церковь, зимняя Архангельская церковь, мужской монастырь, Введенская
церковь, Преображенская церковь, церковь Жѐн Мироносиц, церковь Иоанна Предтечи,
колокола Бурло, Лебедь, Веселил, Евдокия Щепоткина, Иван Горбовский, советский и
российский архитектор-реставратор, историк, искусствовед, известный специалист по
древней русской архитектуре, по крепостному оборонному зодчеству Владимир
Владимирович Косточкин (1920-1992).
16.
Рассказ о символах города Соликамска.
Герб. Флаг. Гимн. Знак соли.
Словарь: Соликамский городской округ Борис Давидович Готлиб, герб, гимн, флаг.

Тематическое планирование
№
п/п
1

Тема, раздел

Кол-во часов,
отводимых
на освоение
темы

Введение

1

2

Рассказ о Пермской земле и пермском
зверином стиле

2

3

Рассказ о первых народах Пермской
земли и их вере.
Рассказ о том, как появился город
Соликамск

1

5

Рассказ о Государевой Бабиновской
дороге

1

6

Рассказ о добыче соли в Соликамске.

3

4

2

Формы
занятий

проведения

Библиотечный урок.
Презентация.
Экскурсия в отдел
древнерусского
искусства
Экскурсия в детскую
библиотеку
Экскурсия в
краеведческий музей +
видеоурок
Филиал библиотеки №3
+ видеоурок
1.Экскурсия на сользавод.
2.Экскурсия в музей
«Уралкалий»
3. Видеоурок

Рассказ о поисках руды в Прикамье и о
первом медеплавильном заводе в России.
Рассказ о строительстве Троицкого
медеплавильного завода и о фабрике
медной посуды, сервиз которой
Императрице был подарен.

1

Экскурсия по городу

2

Экскурсия в
краеведческий музей +
видеоурок

9

Рассказ о том, как летом 1731 года на
окраине города, в селе Красном,
Григорием Демидовым был заложен
научный ботанический сад.

2

Экскурсия в
ботанический сад

10

Рассказ о том, как и кого обучали грамоте
в далѐком прошлом

3

Выездная экскурсия
краеведческого музея в
школу + видеоурок

11

Глава о том, как ворвался XX век в жизнь
тихого провинциального городка.
Рассказ о возрождении славы Соликамска.

2

13

Рассказ о том, как Соликамск не остался в
стороне, когда началась Великая
Отечественная война, хотя находился
далеко в тылу.

2

Экскурсия в архив
города
1.Выездная экскурсия в
школу музей Уралкалий.
2. Экскурсия в архив
города.
1.Экскурсия по городу
«Памяткики ВОВ»
2.Экскурсия в музей
завода «Урал»

14

Рассказ о том, как изменилась жизнь
соликамских школьников в годы войны

2

Экскурсия в городской
архив.

15

Рассказ о том, как за годы войны
работало пять эвакогоспиталей.

3

16

Рассказ о каменной сказке Соликамска.

3

17

Рассказ о символах города Соликамска.

1

18

Соликамск сегодня: семь чудес
Соликамска

1

Экскурсия в музей
здравоохранения (центр
медицинской
профилактики)
1.Экскурсия по городу.
2. Экскурсия в музей
казначейства.
Экскурсия в библиотеку
«Библиотека-филиал
№3»
Итоговое занятие-проект

7
8

12

ИТОГО

2

34

Календарно-тематическое планирование
Название
плана
Параллель
Предмет
Модуль 1

Люблю тебя, мой Соликамск

Колличество
часов

3
Внеурочная деятельность

Введение
Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле
Рассказ о первых народах Пермской земли и их вере.
Рассказ о том, как появился город Соликамск

1
2
1
2

Рассказ о Государевой Бабиновской дороге

1

Рассказ о добыче соли в Соликамске.

3

Рассказ о поисках руды в Прикамье и о первом
медеплавильном заводе в России.
Рассказ о строительстве Троицкого медеплавильного завода
и о фабрике медной посуды, сервиз которой Императрице
был подарен.

1

Рассказ о том, как летом 1731 года на окраине города, в селе
Красном, Григорием Демидовым был заложен научный
ботанический сад.

2

Рассказ о том, как и кого обучали грамоте в далѐком
прошлом

3

Глава о том, как ворвался XX век в жизнь тихого
провинциального городка.
Рассказ о возрождении славы Соликамска.

2

Рассказ о том, как Соликамск не остался в стороне, когда
началась Великая Отечественная война, хотя находился
далеко в тылу.

2

Рассказ о том, как изменилась жизнь соликамских
школьников в годы войны

2

Рассказ о том, как за годы войны работало пять
эвакогоспиталей.
Рассказ о каменной сказке Соликамска.
Рассказ о символах города Соликамска.

3

Соликамск сегодня: семь чудес Соликамска

1

2

2

3
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».