РП-мир шахмат_8-9кл

Приложение 1
к основной образовательной программе
основного общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Мир шахмат»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир шахмат»
разработана в соответствии с пунктом 32.1 нового федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(далее - ФГОС ООО) и реализуется 1 год в 8-9 классах. Этот курс внеурочной
деятельности обозначен в плане внеурочной деятельности. Данная рабочая
программа является частью содержательного раздела основной образовательной
программы основного общего образования (далее - ООП ООО).
Рабочая программа определяет организацию образовательной деятельности
учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному курсу внеурочной
деятельности с указанием форм проведения внеурочных занятий и с учетом
рабочей программы воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью ООП
ООО, определяющей:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета
Дата 30.08 2023г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Мир шахмат»
(8-9 классы)
срок освоения программы - 4 года

Разработчик:
Юсупов Илфат Нагимович,
учитель физики

г. Соликамск, 2023г

Пояснительная записка
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать
воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система
шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая
индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность
личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам
позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без
принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать
многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При
этом предусматривается широкое использование занимательного материала,
включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и
др.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим
детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: ―Разумом одерживать
победу‖.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с
давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из лучших и
увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение
их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена
многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение
педагогически запущенных детей.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и
практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего
усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что
позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания
на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по
своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений
по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и
конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на
шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся
анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через
обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
•
познакомить с историей шахмат,
•
дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать
о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
•
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
•
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них,
выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою
деятельность, работать самостоятельно,
•
научить уважать соперника,
•
развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и
другие положительные качества личности,
•
ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить
представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа
предусматривает 68 часов по 2 часа в неделю. В объединении занимаются дети
среднего школьного возраста (8-9 класс). На первых занятиях проходит начальная
диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам
которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В первой группе
совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии
игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте,
миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй
группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие
тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие
основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и
имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
Задачи:
•
гармоничное развитие детей, увеличение объема их двигательной
активности, укрепление здоровья;
•
обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
•
выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к
занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
•
Развитие интереса к самостоятельным занятиям Физическими
упражнениями, интеллектуально - спортивным подвижным играм, различным
формам активного отдыха и досуга.
Занятия шахматами не стоит рассматривать только как обучение тонкостям
самой игры. Шахматы должны быть направлены на максимальное раскрытие
творческих способностей каждого ребенка, обучение должно быть комплексным,
по возможности затрагивать межпредметные связи и самое главное — приносить
радость и удовольствие обучающемуся. Нередки случаи, когда талант к изучению
других дисциплин раскрывался именно после обучения шахматам.
В состав завершенной предметной линии входят учебники:

1. Чернышев П. А., Викерчук М. И., Глек И. В., Виноградов А.С.

Шахматы. Начальный курс. 5—6 классы.
2. Викерчук М. И., Чернышев П. А., Глек И. В., Виноградов А. С.
Шахматы. Тактика. 7—9 классы.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной
деятельности.
К концу обучения учащиеся должны знать:
•
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция),
белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка
(длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
•
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
правила хода и взятия каждой фигуры.
•
шахматные правила FIDE;
•
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
•
ценность шахматных фигур.
•
принципы игры в дебюте;
•
основные тактические приемы;
•
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля.
•
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый
гамбит и др.).
•
правила игры в миттельшпиле;
•
основные элементы позиции.
•
правильно разыгрывать дебют;
•
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их
взаимодействие;
•
проводить элементарно анализ позиции;
•
составлять простейший план игры;
•
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие
комбинации;
•
точно разыгрывать простейшие окончания;
•
пользоваться шахматными часами.
уметь:
•
ориентироваться на шахматной доске;
•
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
•
правильно размещать доску между партнерами и правильно
расставлять начальную позицию;
•
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
•
рокировать;
•
объявлять шах, мат;
•
решать элементарные задачи на мат в один ход.
•
правильно вести себя за доской;
•
записывать шахматную партию;
•
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем

и ферзем, королем и ладьей.
•
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
•
находить несложные тактические приемы;
•
точно разыгрывать простейшие окончания.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:
•
личностные результаты – готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность
основ российской, гражданской идентичности;
•
метапредметные
результаты
–
освоенные
учащимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные);
•
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе
современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по обще
интеллектуальному направлению ―Шахматы‖ является формирование следующих
умений:
•
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
•
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
обще интеллектуальному направлению ―шахматы‖ – является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
•
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее самостоятельно.
•
Проговаривать последовательность действий.
•
Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного
задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
•
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
•
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД:
•
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии.

•
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
3. Коммуникативные УУД:
•
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других.
•
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им.
•
Рост личностного, интеллектуального и социального развития
ребѐнка,
развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности, самостоятельности.
•
Приобретение теоретических знаний и практических навыков
шахматной игре.
•
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
программы ребѐнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты
проверки фиксируются в зачѐтном листе учителя. В рамках накопительной
системы создание портфолио.
Содержание программы кружка
1.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на
год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль
шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической
подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие
юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении
шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске.
2.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат.
Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические
мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона,
ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и
подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и
взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль
полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном
материале. Рокировка, правила ее выполнения.
Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными
фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие
с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
3.
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронулходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах.
Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат».
Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в
различное количество ходов.
4.
Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья.
Относительная ценность фигур.
Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной
нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
5.
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные
тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных
позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения
ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на
доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые
фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого
больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?»)
6.
Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие
фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и
разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
7.
Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль
короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические
занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,
решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые
поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом.
Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора,
принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и
ладейного эндшпиля.
8.
Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его
разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и
учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация
дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная
рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит,
пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при
игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в
шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ
дебютной части партии.
9.
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила
проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение
победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …».
Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция
короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2)
горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.
10.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка
сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной

стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения
одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании
одинокого короля. Управление качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в
разных зонах; участие в турнирах.
11. Соревнования Показательные выступления наиболее успешных
учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей
учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка
картин школьников на шахматные темы).
12. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
Учебно-тематический план
№

1.

Темы и виды
деятельности

на
теоретические
занятия

Организационное
занятие.

2

2

2

2

Шахматы – спорт,
наука, искусство.
3. Правила игры.
Первоначальные
4.
понятия.
5. Тактика игры.
6. Стратегия игры.
7. Эндшпиль.
8. Дебют.
Конкурсы
9. решения задач,
этюдов.
Сеансы
10. одновременной
игры.
11. Соревнования.
12. Итоговое занятие.
Всего:
2.

Количество часов
на
на
практические индивидуальные
занятия
занятия

Итого

2

1

1

4

2

1

1

4

3
3
5
5

2
2
5
5

1
1
1
1

6
6
11
11

5

3

8

5

5

10

10
1
70

1
30

34

6

Литература.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.

15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.:
ФиС,1972.
Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980,1982
Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство
«ФАИР»,1997
Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М.: Просвещение, 2019–71 с.
КостьевА. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.:
ФиС,1980.
Линдер И.М., Шахматы на Руси. –М.:Наука,1975
Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС,1955.
Спутник
шахматиста: Справочник/В.П.Елесин,
Б.М.Волков,
А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992
Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания:
Изд.центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова,
1992
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Педагогика, 1991
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г.
Сухин. – М.: Поматур, 2000
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель,
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или там клетки чѐрно-белые чудес и
тайн полны: учеб. для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной
школы / И. Г.
Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998 Сухин И. Г. Шахматы,
первый год, или учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999
Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М.,1997
Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М.,1981
Федерация шахмат России [Электронный ресурс]. – М.: 2006-2023 ФШР.
– Режим доступа: Федерация шахмат России (ruchess.ru)
Шахматы в школе. 1 класс. Методические рекомендации / Е. А.
Прудникова, Е. И. Волкова. — М.: Просвещение, 2019–87 с.
Шахматы в школе. 1–7 классы. Сборник примерных рабочих программ /
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М.: Просвещение, 2019–64 с.
Шахматы в школе. Второй год обучения. Методическое пособие /
Шахматы детям. – СПб.: Респекс,1994.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».