Приложение к ООП НОО, ООО, СОО УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Администрации Соликамского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» (МАОУ «СОШ №12») ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МАОУ «СОШ №12» (с изменениями на 01.09.2023г) Соликамск, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания соответствует ФГОС общего образования и направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включает в себя три раздела; целевой, содержательный, организационный. Приложение – примерный календарный план воспитательной работы Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1. Цели и задачи воспитания обучающихся Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами РФ в сфере образования цель воспитания обучающихся в МОАУ «СОШ №12: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: 2 -усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); -формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); -приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; -достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2 Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с 3 учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования: Уровень начального общего образования Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, еѐ территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать по4 мощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических 5 норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. Уровень основного общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, рели6 гиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. 7 Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Уровень среднего общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. 8 Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтѐрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учѐтом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Действующий и оценивающий своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям. Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, рос9 сийского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учѐтом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа. Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наѐмного труда. Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учѐтом соблюдения законодательства. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информацион10 ном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом своих интересов, способностей, достижений. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 11 Раздел 2. Содержательный 2.1. Уклад общеобразовательной организации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» является одним из старейших учебных заведений Соликамского городского округа. Она была основана в 1956 году и в 2021 году будет отмечать свой 65-летний юбилей. До 5 апреля текущего года образовательная деятельность осуществлялась в двух здания, но в связи с аварийным состоянием здания старшей школы в настоящее время все дети в количестве 1054 человека обучаются в две смены в здании младшей школы. В 2019 году к школе были присоединены 3 структурных подразделения: Детский сад №2, Детский сад 5, Детский сад 6. Школа расположена в микрорайоне Красное, который достаточно беден социокультурными объектами, здесь имеется три учреждения социокультурного назначения: филиал центральной библиотеки, клуб «Кристалл (ЦРТДЮ «Звездный»), спортивный клуб «Ринг», с которыми нас связывает тесное сотрудничество. Население нашего микрорайона, то есть родители наших учеников, не отличается высоким образовательным уровнем, о чем свидетельствуют следующие цифры: количество учащихся из семей, где родители имеют высшее образование, - 157 (15%), количество учащихся из семей, где родители имеют среднее специально образование , - 309 (29 %). 44% родителей имеют начальное профессиональное образование или вообще его не имеют. Воспитательный потенциал семей невысок, что особенно ярко проявилось в период самоизоляции, когда непосредственное педагогическое воздействие на детей было ослаблено, что привело к росту правонарушений. Но наш социум имеет определенный воспитательный потенциал, который удается консолидировать с воспитательным потенциалом школы для решения образовательных задач. Одной из особенностей организуемой в школе воспитывающей деятельности является еѐ построение на содержании деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В настоящее время Процесс воспитания в МОАУ «СОШ № 12» основывается на следующих принципах: Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье; Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов; Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания 12 различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания школы являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются образовательные события и ключевые дела, через которые осуществляется интег рация воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого образовательного события и большинства исполь-зу емых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является кол лективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и кол лективный анализ их результатов; - в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное ме жвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках нап равлений деятельности РДШ и воспитательной системы «Доброград», на акти-виза цию ученического самоуправления как на уровне класса, так и на уровне школы , на создание детских общественных формирований, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевыми фигурами воспитания в школе являются классные руководители , реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую, орган изационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2.2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Урочная деятельность Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: использование воспитательных возможностей содержания учебного пре дмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведе ния, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответст вующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсужд ения в классе; установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учѐт в определе нии воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов , модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; 13 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы по ведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьникам и), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально знач имой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся во зможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой рабо ты или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мот ивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных от ношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во врем я урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Особенностями урочной деятельности МАОУ «СОШ №12» является проведение в рамках Недели наук интегративных погружений и недели функциональной грамотности, которые призваны усилить образовательный эффект путем объединения фактического материала и эмоционально ценностного отношения к нему. При этом развивается системность мышления, гибкость ума, умение обобщать, мыслить абстрактными понятиями, благодаря чему формируется целостная картина мира, демонстрируется практическая значимость знаний. Внеурочная деятельность Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется через вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, при14 обрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах. курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Мой Пермский край», «Орлята», Юнармия, ЮИД», волонтерский отряд «Легенда», «Россия – мои горизонты», курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению: «Разговоры о важном», «Лидер», «Уроки общения», «Уроки добра», «Удивительная карта мира», «Уроки общения», курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности: междисциплинарное обучение , «Финансовая грамотность», «Развитие познавательных способностей», «Почемучки», «Занимательная математика», «Умники и умницы», «Занимательная информатика», «Занимательная лингвистика», «Эрудит», «Виртуальное путешествие по англоязычным странам», «Математика в играх и задачах», «Легоконструирование», «Тикоконструирование», «Робототехника». «3Д ручка», «Химия нашего организма», шахматный кружок, основы исследовательской деятельности и др - курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Мир, в котором мы живем», «Пермяк соленые уши», «Зеленая волна», «Школа докторов природы» и др. - курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видо в и жанров: «Веселая кисточка», «Очумелые ручки», «Творческая мастерская», «Мы и творчество», «Акварелька», «В гостях у сказки», «Маленькие чудеса», «Веселые нотки», «Театральные ступени», театральный кружок «ДНК» и др. курсы, занятия туристско-краеведческой направленности: «Эндемик», «Люблю тебя, мой Соликамск», курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Подвижные игры», «Народные игры», «Баскетбол», «Городки», «Настольный теннис» и др. При организации курсов внеурочной деятельности могут быть использованы возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей. Классное руководство Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует - работу с коллективом класса; - индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; - работу с учителями, преподающими в данном классе; - работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в образовательных события х, общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их под готовке, проведении и анализе; поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение; 15 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, с портивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентацион ной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с сам ыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; проведение классных часов - тематических (с использованием школьных единых тематических программ « Закон и порядок», «Добрая дорога», «Здоровое поколение»; посвященных юбил ейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способс твующих расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющих лучше узнать и полюбить свою Родину; - игровых, способствующих сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; - проблемных, направленных на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющих решать спорные вопросы; - организационных, связанных с подготовкой класса к общему делу. сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе д ней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе и РДШ; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через на блюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально созд аваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир челове ческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравствен ным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классн ого руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учител ями, а также (при необходимости) – со школьным психологом и отражаются в Е ИС «Траектория». поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками, учителями или родителями/ законными представителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно 16 стараются решить. коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предмет никами, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом (через собрания, ЭПОС.Школа, сообщества в соцсетях, сайт школы); помощь родителям школьников или их законным представителям в ре гулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; организация родительских собраний в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса, направленных на сплочение семьи и школы (совместные праздники, акции, семейные конкурсы, «мамины уроки», «папины уроки»). Основные общешкольные дела Главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников , обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с педагогами и детьми. Это образовательные события комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для всех участников образовательной деятельности, объединяющих их в единый коллектив. Для этого в образовательной организации используются различные формы работы. 17 общешкольные праздники – творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы в рамках воспитательной системы «Доброград»: «День рождения Доброграда», «День рождения Пермского края», «Мастерская Деда Мороза», «Неделя науки», «Растим патриотов России», «Февромарт», «День Здоровья», «Этот День Победы», «Последний звонок»; участие во всероссийских акциях, посвящѐнных значимым событиям в России, мире; торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом уч ащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобрете- ние и ми новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентич ность детей: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пешеходы» , «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в десятиклассники», «Посв ящение в юнармейцы», «Посвящение в активисты»; церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: праздник «За честь школы», «Таланты Доброграда», «Дорога добра». Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу; социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнѐров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.) наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Анализ индивидуального участия обучающихся в общешкольных делах ос уществляется через экраны активности. Стимулом для роста активности являются конкурсы «Юные дарования Доброграда» (на личностном уровне) , «Дорога Добра» (на уровне классных колле ктивов). 18 Внешкольные мероприятия общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнѐрами школы, в том числе институциональный проект «Вместе», направленный на консолидацию воспитательного потенциала школы и социума, использование воспитательного потенциала микрорайона для решения образовательных задач: проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих; экскурсии, походы выходного дня (в краеведческий музей, музеи предприятий и организаций города, экскурсии в Ботанический сад, по городу и краю, на предприятия и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; участие в реализации муниципальных и краевых проектов; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; Организация предметно-пространственной среды оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; организация и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической 19 воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; разработка, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы (Памятник героям-интернационалистам), памятников, памятных досок (памятная доска в честь героя афганской войны Дмитрия Лашина); оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; разработка и популяризация символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемая как повседневно, так и в торжественные моменты; подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации; разработка, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; разработка и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); разработка и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Сотрудничество с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов деятельности: 20 тематические родительские собрания в классах, общешкольные родител ьские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педаг огов, условий обучения и воспитания; деятельность родительских комитетов общеобразовательной организации, классов, участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации семейный клуб «Здоровая семья», предоставляющий родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и приобщения к здоровому образу жизни; семейный клуб «Школа заботливых родителей», на котором обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, тренинги, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; Совет Отцов, цель которого усилить роль отцов и дедов в воспитании учащихся, активно приобщить их к жизнедеятельности образовательного учреждения; Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; семейный всеобуч, на котором родители могут получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным опытом и находками в вопросах воспитания детей; родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов; участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и пров едению классных и общешкольных мероприятий; Родительская конференция «Апрельские встречи». Самоуправление Поддержка детского самоуправления в школе помогает воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне школы: через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и 21 законные интересы; через работу постоянно действующего школьного актива («Совет первых»-старшая школа , совет актива «СМС» - младшая школа, штаб юнармейского отряда «Мечта» ВППОД «Юнармия»), инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.); через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п. На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность Советов классов, организующих и координирующих различные направления работы; через систему чередования традиционных поручений; через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. Профориентация Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя - профессиональное просвещение школьников, - диагностику и консультирование по проблемам профориентации, - организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; 22 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки. совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамк ах курсов дополнительного образования (курс внеурочной деятельности «Мой в ыбор»); участие в работе всероссийских профориентационных проектов (профориентационный проект «Билет в будущее»); участие старшеклассников в профессиональных пробах. Профилактика и безопасность Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации может предусматривать: организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности (инструктажи и тренировки по безопасности жизнедеятельности на случай ГО и ЧС); проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.): социально-психологическое тестирование, психологопедагогическое обследование, мониторинг жестокого обращения; проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп 23 риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); разработку и реализацию профилактических программ (ИПК, ИПР), направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнѐрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодѐжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях по безопасности в цифровой среде (работа школьного киберконсультанта), на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.): реализация комплексной целевой программы «Закон и порядок», единых тематических программ «Добрая дорога», «Здоровое поколение»; организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению: деятельность Школьной службы примирения, которая направлена на внедрение элементов восстановительных технологий и обучение учащихся бесконфликтному общению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.): деятельность волонтерского отряда ТОП «Легенда» , ШСК «Дюжина»; предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.). Социальное партнѐрство Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства предусматривает: - участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни 24 открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); - участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; - проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; - проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнѐров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; - реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Социальные партнеры: ПАО «Уралкалий», ОАО «СМЗ», ООО «ЗМИ», АО «Соликамскбумпром», МЧС, полиция, ОДН, КДНизП, учреждения дополнительного образования (ЦРТДЮ «Звездный» и др), ЦБС, ФСН, музеи и т.д. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Общее руководство воспитательной работой осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, советник по воспитанию; взаимодействие с молодежными общественными объединениями осуществляет председатель первичного отделения РДДМ; взаимодействие с подростками группы риска и СОП и их семьями, работу по профилактике правонарушений осуществляют социальные педагоги; оказание психологической помощи, консультирование обучающихся и их родителей осуществляют педагоги-психологи; в организации внеурочной деятельности обучающихся принимают участие педагоги школы и учреждений дополнительного образования, социальные партнеры; внеурочную работу с обучающимися в классах организуют классные руководители согласно календарному плану. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Программа воспитания МАОУ «СОШ №12» разработана с учѐтом Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22), Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по еѐ реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение 25 Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413). Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными актами: – Положение о деятельности классного руководителя, – Положение о социально-психологической службе, – Положение о совете профилактики, – Положение об Управляющем совете, – Положение о Внутренней системе оценки качества образования, – Положение о поощрениях и взысканиях, – Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, – Положение о ШСК «Дюжина», – Положение о Школьной службе примирения, – Положения об органах ученического самоуправления, – Положения об общественных объединениях, – Положение об организации внеурочной деятельности. 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и др.), одарѐнных, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: 26 – формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями; - добровольное участие в воспитательных мероприятиях. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции школьников решает следующие воспитательные задачи: − формирование у школьников активной жизненной позиции; − вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие в ней. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: - публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); - соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; - прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); - регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); - сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); - привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия ученического самоуправления), социальных партнеров; - дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: - мониторинг персональной активности — собирание (накопление) артефактов (грамоты, поощрительные письма, призы, дипломы, сертификаты), фиксирующих достижения обучающегося; 27 - аукцион достижений – участникам предоставляется возможность обмена накопленных артефактов на материальные и нематериальные поощрения; - мониторинг коллективной активности — собирание (накопление) артефактов (грамоты, поощрительные письма, призы, дипломы, сертификаты), фиксирующих достижения класса; - благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: праздник «За честь школы», «Таланты Доброграда», «Дорога добра». 3.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Самоанализ организуемой в школе воспитывающей деятельности осуществляется с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора ви28 дов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, анализ воспитанности и социализированности обучающихся, мониторинг уровня противоправных деяний. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых является анкетирование (удовлетворенность родителей и обучающихся воспитательным процессом). Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с; реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; 29 деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнѐрства; деятельности по профориентации обучающихся; Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. 30