Программа воспитания 2022

Приложение к ООП НОО, ООО, СОО
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАОУ «СОШ №12»
(с изменениями на 01.09.2023г)

Соликамск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания соответствует ФГОС общего образования и
направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие
в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с
детьми и включает в себя три раздела; целевой, содержательный, организационный.
Приложение – примерный календарный план воспитательной работы
Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цели и задачи воспитания обучающихся
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами РФ в
сфере образования цель воспитания обучающихся в МОАУ «СОШ №12: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
2

-усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
-формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
-достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с
3

учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя
и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего
образования:
Уровень начального общего образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать по4

мощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие
ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
5

норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Уровень основного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, рели6

гиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния
на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
7

Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Уровень среднего общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.
8

Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтѐрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность
к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учѐтом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своѐ поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим
ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье,
ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, рос9

сийского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учѐтом российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного
быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий
способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наѐмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учѐтом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информацион10

ном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в
жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

11

Раздел 2. Содержательный
2.1. Уклад общеобразовательной организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» является одним из старейших учебных заведений
Соликамского городского округа. Она была основана в 1956 году и в 2021 году будет отмечать свой 65-летний юбилей.
До 5 апреля текущего года образовательная деятельность осуществлялась в
двух здания, но в связи с аварийным состоянием здания старшей школы в настоящее время все дети в количестве 1054 человека обучаются в две смены в здании
младшей школы.
В 2019 году к школе были присоединены 3 структурных подразделения: Детский сад №2, Детский сад 5, Детский сад 6.
Школа расположена в микрорайоне Красное, который достаточно беден социокультурными объектами, здесь имеется три учреждения социокультурного назначения: филиал центральной библиотеки, клуб «Кристалл (ЦРТДЮ «Звездный»),
спортивный клуб «Ринг», с которыми нас связывает тесное сотрудничество.
Население нашего микрорайона, то есть родители наших учеников, не отличается высоким образовательным уровнем, о чем свидетельствуют следующие цифры: количество учащихся из семей, где родители имеют высшее образование, - 157
(15%), количество учащихся из семей, где родители имеют среднее специально образование , - 309 (29 %). 44% родителей имеют начальное профессиональное образование или вообще его не имеют. Воспитательный потенциал семей невысок,
что особенно ярко проявилось в период самоизоляции, когда непосредственное педагогическое воздействие на детей было ослаблено, что привело к росту правонарушений.
Но наш социум имеет определенный воспитательный потенциал, который удается консолидировать с воспитательным потенциалом школы для решения образовательных задач.
Одной из особенностей организуемой в школе воспитывающей деятельности
является еѐ построение на содержании деятельности Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение
школьников».
В настоящее время Процесс воспитания в МОАУ «СОШ № 12» основывается
на следующих принципах:
Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и
прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и
семье;
Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной
организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания
12

различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых
национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания школы являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
образовательные события и ключевые дела, через которые осуществляется
интег
рация воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого образовательного события и большинства исполь-зу
емых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является кол
лективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и кол
лективный анализ их результатов;
- в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное
ме
жвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках нап
равлений деятельности РДШ и воспитательной системы «Доброград», на акти-виза
цию ученического самоуправления как на уровне класса, так и на уровне
школы
, на создание детских общественных формирований, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевыми фигурами воспитания в школе являются классные руководители
, реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую, орган
изационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2.2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

использование воспитательных возможностей содержания учебного пре
дмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведе
ния, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответст
вующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсужд
ения в классе;

установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;

включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учѐт в определе
нии воспитательных задач уроков, занятий;

включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов
, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
13


побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы по
ведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьникам
и), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально знач
имой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся во
зможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой рабо
ты или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мот
ивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных от
ношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во врем
я урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
школьникам
социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Особенностями урочной деятельности МАОУ «СОШ №12» является
проведение в рамках Недели наук интегративных погружений и недели
функциональной грамотности, которые призваны усилить образовательный
эффект путем объединения фактического материала и
эмоционально ценностного отношения к нему. При этом развивается системность мышления,
гибкость ума, умение обобщать, мыслить абстрактными понятиями, благодаря
чему
формируется целостная картина мира, демонстрируется практическая
значимость знаний.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется через вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, при14

обрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах.
 курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной
направленности: «Мой Пермский край», «Орлята», Юнармия, ЮИД», волонтерский отряд «Легенда», «Россия – мои горизонты»,
 курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению: «Разговоры о важном», «Лидер»,
«Уроки общения», «Уроки добра», «Удивительная карта мира», «Уроки общения»,
 курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности: междисциплинарное обучение , «Финансовая
грамотность», «Развитие познавательных способностей», «Почемучки», «Занимательная математика», «Умники и умницы», «Занимательная информатика», «Занимательная лингвистика», «Эрудит», «Виртуальное путешествие по англоязычным
странам», «Математика в играх и задачах», «Легоконструирование», «Тикоконструирование», «Робототехника». «3Д ручка», «Химия нашего организма»,
шахматный кружок, основы исследовательской деятельности и др
- курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Мир, в
котором мы живем», «Пермяк соленые уши», «Зеленая волна», «Школа докторов
природы» и др.
- курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видо
в и жанров: «Веселая кисточка», «Очумелые ручки», «Творческая мастерская»,
«Мы и творчество», «Акварелька», «В гостях у сказки», «Маленькие чудеса»,
«Веселые нотки», «Театральные ступени», театральный кружок «ДНК» и др.
 курсы, занятия туристско-краеведческой направленности: «Эндемик»,
«Люблю тебя, мой Соликамск»,
 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности:
«Подвижные игры», «Народные игры», «Баскетбол», «Городки», «Настольный
теннис» и др.
При организации курсов внеурочной деятельности могут быть использованы
возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Классное руководство
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует
- работу с коллективом класса;
- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:

инициирование и поддержка участия класса в образовательных события
х, общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их под
готовке, проведении и анализе; поддержка детских инициатив и их педагогическое
сопровождение;
15


организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, с
портивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентацион
ной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с сам
ыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе;

проведение классных часов
- тематических (с использованием школьных единых тематических программ «
Закон и порядок», «Добрая дорога», «Здоровое поколение»; посвященных юбил
ейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способс
твующих расширению кругозора детей, формированию
эстетического вкуса,
позволяющих лучше узнать и полюбить свою Родину;
- игровых, способствующих сплочению коллектива, поднятию настроения,
предупреждающие стрессовые ситуации;
- проблемных, направленных на устранение конфликтных ситуаций в классе,
школе, позволяющих решать спорные вопросы;
- организационных, связанных с подготовкой класса к общему делу.

сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе д
ней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса;

педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса,
детской социальной активности, в том числе и РДШ;

выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
на
блюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально созд
аваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир челове
ческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравствен
ным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классн
ого руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учител
ями, а также (при необходимости) – со школьным психологом и отражаются в Е
ИС «Траектория».
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками, учителями или родителями/
законными представителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
16

стараются решить.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять
на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предмет
никами, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и
разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в
иной, отличной от учебной, обстановке;

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом (через собрания, ЭПОС.Школа,
сообщества в соцсетях, сайт школы);

помощь родителям школьников или их законным представителям в ре
гулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;

организация родительских собраний в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;

создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;

привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса, направленных на сплочение семьи и школы (совместные праздники,
акции, семейные конкурсы, «мамины уроки», «папины уроки»).
Основные общешкольные дела
Главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие
большая часть школьников , обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно с педагогами и детьми. Это образовательные события комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для всех
участников образовательной деятельности, объединяющих их в единый коллектив.
Для этого в образовательной организации используются различные формы
работы.
17


общешкольные праздники – творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы в
рамках воспитательной системы «Доброград»: «День рождения Доброграда»,
«День рождения Пермского края», «Мастерская Деда Мороза», «Неделя науки»,
«Растим патриотов России», «Февромарт», «День Здоровья», «Этот День Победы»,
«Последний звонок»;
 участие во всероссийских акциях, посвящѐнных значимым событиям в
России, мире;

торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
уч
ащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобрете- ние и
ми новых социальных статусов в школе и развивающие школьную
идентич
ность детей: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в
пешеходы»
, «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в десятиклассники»,
«Посв
ящение в юнармейцы», «Посвящение в активисты»;

церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: праздник «За честь школы», «Таланты Доброграда», «Дорога добра». Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения
друг к другу;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнѐров, комплексы
дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу
гостей и т.п.)

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
Анализ индивидуального участия обучающихся в общешкольных делах ос
уществляется через экраны активности.
Стимулом для роста активности являются конкурсы
«Юные дарования
Доброграда» (на личностном уровне) , «Дорога Добра» (на уровне классных колле
ктивов).
18

Внешкольные мероприятия

общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнѐрами школы, в том числе институциональный проект
«Вместе», направленный на консолидацию воспитательного потенциала школы и
социума, использование воспитательного потенциала микрорайона для решения
образовательных задач:
проводимые для жителей микрорайона и организуемые
совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления,
которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;

экскурсии, походы выходного дня (в краеведческий музей, музеи предприятий и организаций города, экскурсии в Ботанический сад, по городу и краю, на
предприятия и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;

участие в реализации муниципальных и краевых проектов;

литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и др.;
Организация предметно-пространственной среды
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;
 организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей
России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;
 организация и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
19

воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
 разработка, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы (Памятник героям-интернационалистам), памятников, памятных досок (памятная доска в
честь героя афганской войны Дмитрия Лашина);
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и т. п.;
 разработка и популяризация символики общеобразовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемая
как повседневно, так и в торжественные моменты;
 подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации;
 разработка, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять
для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;
 разработка и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
 разработка и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных
вопросах профилактики и безопасности.
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Сотрудничество с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов деятельности:
20


тематические родительские собрания в классах, общешкольные родител
ьские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педаг
огов, условий обучения и воспитания;

деятельность родительских комитетов общеобразовательной организации, классов, участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем
совете общеобразовательной организации

семейный клуб «Здоровая семья», предоставляющий родителям,
педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и приобщения к
здоровому образу жизни;

семейный клуб «Школа заботливых родителей»,
на котором
обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей,
формы и способы
доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы,
тренинги, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

Совет Отцов, цель которого усилить роль отцов и дедов в воспитании
учащихся, активно приобщить их к жизнедеятельности образовательного
учреждения;

Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;

семейный всеобуч, на котором родители могут получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным опытом и находками в вопросах
воспитания детей;

родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов;

участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);

привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и пров
едению классных и общешкольных мероприятий;

Родительская конференция «Апрельские встречи».
Самоуправление
Поддержка детского самоуправления в школе помогает воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие
возможности
для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:

через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
21

законные интересы;

через работу постоянно действующего школьного актива («Совет
первых»-старшая школа , совет актива «СМС» - младшая школа,
штаб
юнармейского отряда «Мечта» ВППОД «Юнармия»), инициирующих
и
организующих проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.);

через деятельность творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и
т.п.
На уровне классов:

через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (например, старост), представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с
работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

через
деятельность
Советов
классов,
организующих
и
координирующих различные направления работы;

через систему чередования традиционных поручений;

через организацию на принципах самоуправления жизни детских
групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую
через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:

через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя
- профессиональное просвещение школьников,
- диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
- организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Эта работа
осуществляется через:

циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий,
о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
22


экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;

посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха
профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в
области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или
иными профессиями, получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе
соответствующие навыки.

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;

индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;

освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамк
ах курсов дополнительного образования (курс внеурочной деятельности «Мой в
ыбор»);
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов
(профориентационный проект «Билет в будущее»);
 участие старшеклассников в профессиональных пробах.

Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации может предусматривать:
 организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности (инструктажи и тренировки по безопасности жизнедеятельности на
случай ГО и ЧС);
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение
групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.): социально-психологическое тестирование, психологопедагогическое обследование, мониторинг жестокого обращения;
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
23

риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ (ИПК, ИПР),
направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнѐрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодѐжные объединения,
культы, субкультуры, группы в социальных сетях по безопасности в цифровой
среде (работа школьного киберконсультанта), на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.): реализация комплексной целевой программы «Закон и порядок»,
единых тематических
программ «Добрая дорога», «Здоровое поколение»;
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению: деятельность Школьной службы примирения, которая направлена на внедрение элементов восстановительных технологий и обучение учащихся бесконфликтному
общению;
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в
том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.): деятельность волонтерского отряда ТОП «Легенда» , ШСК «Дюжина»;
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие,
социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнѐрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни
24

открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
- участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнѐров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны;
- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Социальные партнеры: ПАО «Уралкалий», ОАО «СМЗ», ООО «ЗМИ», АО
«Соликамскбумпром», МЧС, полиция, ОДН, КДНизП, учреждения дополнительного образования (ЦРТДЮ «Звездный» и др), ЦБС, ФСН, музеи и т.д.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Общее руководство воспитательной работой осуществляет заместитель
директора
по
воспитательной
работе,
советник
по
воспитанию;
взаимодействие с молодежными общественными объединениями осуществляет
председатель первичного отделения РДДМ; взаимодействие с подростками группы
риска и СОП и их семьями, работу по профилактике правонарушений
осуществляют социальные педагоги; оказание психологической помощи,
консультирование обучающихся и их родителей осуществляют педагоги-психологи;
в организации внеурочной деятельности обучающихся принимают участие педагоги
школы и учреждений дополнительного образования, социальные партнеры;
внеурочную работу с обучающимися в классах организуют классные руководители
согласно календарному плану.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Программа воспитания МАОУ «СОШ №12» разработана с учѐтом
Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22),
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р) и Плана мероприятий по еѐ реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
25

Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных
стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими
локальными актами:
– Положение о деятельности классного руководителя,
– Положение о социально-психологической службе,
– Положение о совете профилактики,
– Положение об Управляющем совете,
–
Положение о Внутренней системе оценки качества образования,
–
Положение о поощрениях и взысканиях,
–
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений,
–
Положение о ШСК «Дюжина»,
–
Положение о Школьной службе примирения,
–
Положения об органах ученического самоуправления,
–
Положения об общественных объединениях,
–
Положение об организации внеурочной деятельности.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и др.), одарѐнных, с отклоняющимся поведением, — создаются особые
условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
26

– формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- добровольное участие в воспитательных мероприятиях.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции школьников решает следующие воспитательные задачи:
− формирование у школьников активной жизненной позиции;
− вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие в ней.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной
организации;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия ученического самоуправления), социальных партнеров;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности:
- мониторинг персональной активности — собирание (накопление) артефактов (грамоты, поощрительные письма, призы, дипломы, сертификаты), фиксирующих достижения обучающегося;
27

- аукцион достижений – участникам предоставляется возможность обмена
накопленных артефактов на материальные и нематериальные поощрения;
- мониторинг коллективной активности — собирание (накопление) артефактов (грамоты, поощрительные письма, призы, дипломы, сертификаты), фиксирующих достижения класса;
- благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности
Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов
за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: праздник «За честь школы»,
«Таланты Доброграда», «Дорога добра».
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением
(при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Самоанализ организуемой в школе воспитывающей деятельности
осуществляется с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и
к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора ви28

дов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его
результатов на заседании методического объединения классных
руководителей. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, анализ воспитанности и социализированности обучающихся, мониторинг уровня противоправных деяний.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых является анкетирование
(удовлетворенность родителей и обучающихся воспитательным процессом). Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с;
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
29

 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнѐрства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень
выявленных
проблем,
над
которыми
предстоит
работать
педагогическому коллективу.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».