РП _Основы проектной деятельности_10 кл

Приложение 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
Учебного курса
«Основы исследовательской (проектной) деятельности»
Рабочая

программа

учебного

курса

«Основы

исследовательской

(проектной) деятельности» разработана в соответствии с пунктом 18.2.2 ФГОС
СОО и реализуется 1 год в 10 классе. Этот учебный курс обозначен в части
учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Данная рабочая программа является частью содержательного раздела основной
образовательной программы среднего общего образования (далее - ООП СОО).
Рабочая

программа

определяет

организацию

образовательной

деятельности учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному учебному
курсу.
Рабочая программа учебного курса является частью ООП СОО,
определяющей:
- планируемые результаты освоения учебного курса (личностные,
метапредметные и предметные);
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического
совета
Дата 30.08 2023г.

1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Рабочая программа учебного курса
«Основы исследовательской (проектной) деятельности»
10 класс
срок реализации рабочей программы – 1 год

Разработчик:
Кинева Елена Викторовна,
учитель английского языка

г. Соликамск, 2023г
2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты
основного общего и среднего общего образования определяют цели и задачи,
стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний,
умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью
образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно
добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои
достижения, т.е. — формирование умения учиться.
ФГОС предусматривает формирование компетенций обучающихся в
области использования информационно-коммуникационных технологий,
учебноисследовательской и проектной деятельности. Большие возможности в
этом плане открывает метод проектов (проектная технология) — один из
методов личностно-ориентированного обучения, способ организации
самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач
учебного проекта.
В информационном обществе обучение учащихся основам проектной
деятельности и способам эффективной презентации результатов проекта
становится связующим звеном между предметными и метапредметными
результатами образования.
Актуальность программы также обусловлена еѐ методологической
значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации
прoектнoй деятельности, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Данная рабочая программа элективного курса составлена на основе
следующих нормативных правовых и методических документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 №
996-р.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования.

3

4.
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672.
Новизной программы является форма педагогического управления
исследовательской и проектной деятельностью обучающихся во внеурочное
время: осуществление деятельности, связанной с освоением процессов
преобразования и использования ресурсов (материалов, информации,
объектов природной и социальной среды и т. п.) с использованием
размещения и выполнения ряда заданий курса через Google-класс.
Срок реализации: 1 год. Программа рассчитана на 34 учебные недели, по
1 часу в неделю
Цель: создание условий, которые помогут обучающимся получить опыт
самостоятельной исследовательской и проектной деятельности и сформировать
личную ответственность за образовательный результат.
Задачи:
 систематизировать знания об исследовательской деятельности через
овладение основными понятиями;
 обучить основам организации и ведения учебно-познавательной,
исследовательской,
проектной,
информационно-коммуникационной
и
рефлексивной деятельности;
 развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и
предмет исследования;
 совершенствовать
умение
поиска
информации
из
разных
источников;
 формировать культуру публичного выступления;
 оказать методическую поддержку учащимся при проведении
исследовательских работ и подготовке выступлений на
научно­
практических конференциях.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
У школьников будут сформированы:
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
4

•
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
•
способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности;
•
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
•
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
•
адекватного понимания причин успешности/неуспешности
внеучебной деятельности;
•
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные
Регулятивные
Школьник научится:
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
и задачной области;
•
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
•
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
5

•
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
•
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
•
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
•
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
•
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
•
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
•
осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
•
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
•
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
6

•
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•
задавать вопросы;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
•
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
•
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
•
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В результате освоения курса учащиеся 10-х классов научатся:
•
находить познавательную проблему исследования, определять ее
внешние границы, разработанность, перспективность и социальную
значимость;
•
формулировать цель исследования по решению проблемы как
достижение новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса
или как результат преодоления противоречия между должным и сущим,
7

социальным и асоциальным, нравственным и безнравственным;
•
описывать проектируемый нормативный результат;
•
выдвигать гипотезы по реализации цели, направленной на решение
проблемы исследования;
•
формулировать задачи, направленные на реализацию позиций
гипотезы и выполнение цели исследования;
•
выбирать методы, адекватные задачам исследования;
•
планировать исследовательскую работу;
•
изучать теоретическую информацию, связанную с решаемой
проблемой;
•
осуществлять при необходимости экспериментальную работу, то
есть подбирать
•
соответствующие методики эксперимента и техники регистрации
текущих событий экспериментального процесса;
•
выделять этапы эксперимента;
•
собирать собственный материал в процессе подготовки
исследования или проекта, анализировать его, синтезировать, сравнивать,
делать выводы на основании проведенного эксперимента в соответствии с
выдвинутой гипотезой;
•
представлять данные исследовательской работы в обобщенном,
структурированном виде в форме письменного текста;
•
оценивать объективно процесс, промежуточные и конечные
результаты учебного исследования, в том числе и с социально-нравственных
позиций;
•
выполнять
презентации
и
стендовые
доклады,
чтобы
продемонстрировать итоги исследовательской или проектной деятельности;
•
презентовать и защищать результаты работы.
Учебное исследование характеризуется следующими признаками:
•
направленностью на формирование адекватного представления об
изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы;
•
соблюдением требований научного исследования, чаще всего под
руководством специалиста – научного руководителя;
•
овладением необходимой совокупностью знаний и общеучебных
умений по добыванию, переработке и применению информации.
Следовательно, корректное проведение учебного исследования
предполагает осуществление такой учебно-познавательной деятельности,
когда учащиеся используют приемы, соответствующие методам изучаемой
науки, но не ограничиваются усвоением новых знаний,
8

3. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Этап 1.
Метод проектов ( 3 з.)
Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные
требования, структура, классификация, методы работы), терминологией, со
способами оформления проектной деятельности.
Этап 2.
Планирование работы (5 з.).
Выбор темы и целей проекта ( через проблемную ситуацию, беседу,
анкетирование и т.д.); определение количества участников проекта, состава
группы; определение источников информации; планирование способов сбора и
анализа информации; планирование итогового продукта( формы представления
результатов):
-отчѐт ( устный, письменный, устный с демонстрацией материалов),
-издание сборника, фильма, макета и т.д.;
установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;
распределение обязанностей среди членов команды.
Этап 3.
Исследовательская деятельность (10 з.).
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение
литературных источников, исторического материала, организация экскурсий,
экспериментов.
Этап 4.
Обработка результатов (10 з.).
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата
Этап 5.
Итоговый этап (6 з.)
Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со
стороны.

9

Тематическое планирование
1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.
2. Структура исследовательской работы.
3. Отличие проектной и исследовательской работы.
4-5. Категориально-понятийный аппарат и структура введения:
актуальность, проблема, цель, тема, объект и предмет.
6-7. Категориально-понятийный аппарат и структура введения: цель,
задачи и гипотеза исследования.
8-9. Категориально-понятийный аппарат и структура введения: Методы
исследования.
10. Категориально-понятийный аппарат и структура введения: методика
исследования, этапы работы, практическая значимость и структура работы
11. Анализ исследовательских работ с целью установления соответствия
предъявляемым требованиям, определение еѐ вида.
12. Поиск информации: виды информации. Методы поиска информации.
13. Технология работы с информационными источниками
14.Выбор темы. Работа над введением.
15. Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности
выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования.
16. Общая схема хода научного исследования: определение объекта и
предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования,
формулирование выводов
17-18. Требования к экспериментальной части исследовательской работы.
Анализ исследовательских работ прошлых лет
19. Способы представления результатов исследовательской работы.
20. Анализ исследовательских работ прошлых лет. Требования к
оформлению
текстовой части исследовательской работы.
21. Оформление заключительной части исследования.
22. Правила оформления исследовательской работы.
23. Оформление приложений.
24-25. Оформление списка литературы
26-30. Консультации по написанию ИР (проекта)
31.Представление результатов исследовательской работы. Основы
технологии создания иллюстративного материала для представленияучебноисследовательской работы
32. Составление тезисов защиты -исследовательской работы.
33. Этика и технология публичного выступления, проведения
собеседования.
10

34. Оценка (самооценка) успешности выполнения исследовательской
работы.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Очные занятия подкрепляются 4 модулями дистанционного курса в
Google классе. В модули включены темы, которые требуют дополнительной
практической отработки

Каждый модуль включает в себя некоторый теоретический материал,
который ученик может еще раз прочитать перед выполнением практического
задания.

11

Практическое задание может быть представлено в в идее теста или
конкретного упражнения. Например:

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».