Приложение к ООП НОО, ООО, СОО
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАОУ «СОШ №12»
(с изменениями на 01.09.2023г)
Соликамск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания соответствует ФГОС общего образования и
направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие
в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с
детьми и включает в себя три раздела; целевой, содержательный, организационный.
Приложение – примерный календарный план воспитательной работы
Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цели и задачи воспитания обучающихся
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами РФ в
сфере образования цель воспитания обучающихся в МОАУ «СОШ №12: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
2
-усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
-формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
-достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с
3
учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя
и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего
образования:
Уровень начального общего образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать по4
мощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие
ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
5
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Уровень основного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, рели6
гиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния
на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
7
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Уровень среднего общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.
8
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтѐрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность
к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учѐтом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своѐ поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим
ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье,
ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, рос9
сийского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учѐтом российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного
быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий
способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наѐмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учѐтом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информацион10
ном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в
жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
11
Раздел 2. Содержательный
2.1. Уклад общеобразовательной организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» является одним из старейших учебных заведений
Соликамского городского округа. Она была основана в 1956 году и в 2021 году будет отмечать свой 65-летний юбилей.
До 5 апреля текущего года образовательная деятельность осуществлялась в
двух здания, но в связи с аварийным состоянием здания старшей школы в настоящее время все дети в количестве 1054 человека обучаются в две смены в здании
младшей школы.
В 2019 году к школе были присоединены 3 структурных подразделения: Детский сад №2, Детский сад 5, Детский сад 6.
Школа расположена в микрорайоне Красное, который достаточно беден социокультурными объектами, здесь имеется три учреждения социокультурного назначения: филиал центральной библиотеки, клуб «Кристалл (ЦРТДЮ «Звездный»),
спортивный клуб «Ринг», с которыми нас связывает тесное сотрудничество.
Население нашего микрорайона, то есть родители наших учеников, не отличается высоким образовательным уровнем, о чем свидетельствуют следующие цифры: количество учащихся из семей, где родители имеют высшее образование, - 157
(15%), количество учащихся из семей, где родители имеют среднее специально образование , - 309 (29 %). 44% родителей имеют начальное профессиональное образование или вообще его не имеют. Воспитательный потенциал семей невысок,
что особенно ярко проявилось в период самоизоляции, когда непосредственное педагогическое воздействие на детей было ослаблено, что привело к росту правонарушений.
Но наш социум имеет определенный воспитательный потенциал, который удается консолидировать с воспитательным потенциалом школы для решения образовательных задач.
Одной из особенностей организуемой в школе воспитывающей деятельности
является еѐ построение на содержании деятельности Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение
школьников».
В настоящее время Процесс воспитания в МОАУ «СОШ № 12» основывается
на следующих принципах:
Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и
прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и
семье;
Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной
организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания
12
различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых
национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания школы являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
образовательные события и ключевые дела, через которые осуществляется
интег
рация воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого образовательного события и большинства исполь-зу
емых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является кол
лективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и кол
лективный анализ их результатов;
- в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное
ме
жвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках нап
равлений деятельности РДШ и воспитательной системы «Доброград», на акти-виза
цию ученического самоуправления как на уровне класса, так и на уровне
школы
, на создание детских общественных формирований, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевыми фигурами воспитания в школе являются классные руководители
, реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую, орган
изационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
использование воспитательных возможностей содержания учебного пре
дмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведе
ния, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответст
вующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсужд
ения в классе;
установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учѐт в определе
нии воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов
, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
13
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы по
ведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьникам
и), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально знач
имой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся во
зможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой рабо
ты или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мот
ивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных от
ношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во врем
я урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
школьникам
социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Особенностями урочной деятельности МАОУ «СОШ №12» является
проведение в рамках Недели наук интегративных погружений и недели
функциональной грамотности, которые призваны усилить образовательный
эффект путем объединения фактического материала и
эмоционально ценностного отношения к нему. При этом развивается системность мышления,
гибкость ума, умение обобщать, мыслить абстрактными понятиями, благодаря
чему
формируется целостная картина мира, демонстрируется практическая
значимость знаний.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется через вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, при14
обрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах.
курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной
направленности: «Мой Пермский край», «Орлята», Юнармия, ЮИД», волонтерский отряд «Легенда», «Россия – мои горизонты»,
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению: «Разговоры о важном», «Лидер»,
«Уроки общения», «Уроки добра», «Удивительная карта мира», «Уроки общения»,
курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности: междисциплинарное обучение , «Финансовая
грамотность», «Развитие познавательных способностей», «Почемучки», «Занимательная математика», «Умники и умницы», «Занимательная информатика», «Занимательная лингвистика», «Эрудит», «Виртуальное путешествие по англоязычным
странам», «Математика в играх и задачах», «Легоконструирование», «Тикоконструирование», «Робототехника». «3Д ручка», «Химия нашего организма»,
шахматный кружок, основы исследовательской деятельности и др
- курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Мир, в
котором мы живем», «Пермяк соленые уши», «Зеленая волна», «Школа докторов
природы» и др.
- курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видо
в и жанров: «Веселая кисточка», «Очумелые ручки», «Творческая мастерская»,
«Мы и творчество», «Акварелька», «В гостях у сказки», «Маленькие чудеса»,
«Веселые нотки», «Театральные ступени», театральный кружок «ДНК» и др.
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности: «Эндемик»,
«Люблю тебя, мой Соликамск»,
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности:
«Подвижные игры», «Народные игры», «Баскетбол», «Городки», «Настольный
теннис» и др.
При организации курсов внеурочной деятельности могут быть использованы
возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Классное руководство
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует
- работу с коллективом класса;
- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в образовательных события
х, общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их под
готовке, проведении и анализе; поддержка детских инициатив и их педагогическое
сопровождение;
15
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, с
портивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентацион
ной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с сам
ыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе;
проведение классных часов
- тематических (с использованием школьных единых тематических программ «
Закон и порядок», «Добрая дорога», «Здоровое поколение»; посвященных юбил
ейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способс
твующих расширению кругозора детей, формированию
эстетического вкуса,
позволяющих лучше узнать и полюбить свою Родину;
- игровых, способствующих сплочению коллектива, поднятию настроения,
предупреждающие стрессовые ситуации;
- проблемных, направленных на устранение конфликтных ситуаций в классе,
школе, позволяющих решать спорные вопросы;
- организационных, связанных с подготовкой класса к общему делу.
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе д
ней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса;
педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса,
детской социальной активности, в том числе и РДШ;
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
на
блюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально созд
аваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир челове
ческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравствен
ным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классн
ого руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учител
ями, а также (при необходимости) – со школьным психологом и отражаются в Е
ИС «Траектория».
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками, учителями или родителями/
законными представителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
16
стараются решить.
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять
на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предмет
никами, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и
разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в
иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом (через собрания, ЭПОС.Школа,
сообщества в соцсетях, сайт школы);
помощь родителям школьников или их законным представителям в ре
гулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
организация родительских собраний в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса, направленных на сплочение семьи и школы (совместные праздники,
акции, семейные конкурсы, «мамины уроки», «папины уроки»).
Основные общешкольные дела
Главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие
большая часть школьников , обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно с педагогами и детьми. Это образовательные события комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для всех
участников образовательной деятельности, объединяющих их в единый коллектив.
Для этого в образовательной организации используются различные формы
работы.
17
общешкольные праздники – творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы в
рамках воспитательной системы «Доброград»: «День рождения Доброграда»,
«День рождения Пермского края», «Мастерская Деда Мороза», «Неделя науки»,
«Растим патриотов России», «Февромарт», «День Здоровья», «Этот День Победы»,
«Последний звонок»;
участие во всероссийских акциях, посвящѐнных значимым событиям в
России, мире;
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
уч
ащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобрете- ние и
ми новых социальных статусов в школе и развивающие школьную
идентич
ность детей: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в
пешеходы»
, «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в десятиклассники»,
«Посв
ящение в юнармейцы», «Посвящение в активисты»;
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: праздник «За честь школы», «Таланты Доброграда», «Дорога добра». Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения
друг к другу;
социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнѐров, комплексы
дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу
гостей и т.п.)
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
Анализ индивидуального участия обучающихся в общешкольных делах ос
уществляется через экраны активности.
Стимулом для роста активности являются конкурсы
«Юные дарования
Доброграда» (на личностном уровне) , «Дорога Добра» (на уровне классных колле
ктивов).
18
Внешкольные мероприятия
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнѐрами школы, в том числе институциональный проект
«Вместе», направленный на консолидацию воспитательного потенциала школы и
социума, использование воспитательного потенциала микрорайона для решения
образовательных задач:
проводимые для жителей микрорайона и организуемые
совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления,
которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
экскурсии, походы выходного дня (в краеведческий музей, музеи предприятий и организаций города, экскурсии в Ботанический сад, по городу и краю, на
предприятия и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
участие в реализации муниципальных и краевых проектов;
литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и др.;
Организация предметно-пространственной среды
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;
организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей
России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;
организация и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
19
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
разработка, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы (Памятник героям-интернационалистам), памятников, памятных досок (памятная доска в
честь героя афганской войны Дмитрия Лашина);
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и т. п.;
разработка и популяризация символики общеобразовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемая
как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации;
разработка, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять
для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;
разработка и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
разработка и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных
вопросах профилактики и безопасности.
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Сотрудничество с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов деятельности:
20
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родител
ьские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педаг
огов, условий обучения и воспитания;
деятельность родительских комитетов общеобразовательной организации, классов, участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем
совете общеобразовательной организации
семейный клуб «Здоровая семья», предоставляющий родителям,
педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и приобщения к
здоровому образу жизни;
семейный клуб «Школа заботливых родителей»,
на котором
обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей,
формы и способы
доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы,
тренинги, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
Совет Отцов, цель которого усилить роль отцов и дедов в воспитании
учащихся, активно приобщить их к жизнедеятельности образовательного
учреждения;
Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;
семейный всеобуч, на котором родители могут получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным опытом и находками в вопросах
воспитания детей;
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и пров
едению классных и общешкольных мероприятий;
Родительская конференция «Апрельские встречи».
Самоуправление
Поддержка детского самоуправления в школе помогает воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие
возможности
для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
21
законные интересы;
через работу постоянно действующего школьного актива («Совет
первых»-старшая школа , совет актива «СМС» - младшая школа,
штаб
юнармейского отряда «Мечта» ВППОД «Юнармия»), инициирующих
и
организующих проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.);
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и
т.п.
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (например, старост), представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с
работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
через
деятельность
Советов
классов,
организующих
и
координирующих различные направления работы;
через систему чередования традиционных поручений;
через организацию на принципах самоуправления жизни детских
групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую
через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя
- профессиональное просвещение школьников,
- диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
- организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Эта работа
осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий,
о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
22
экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха
профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в
области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или
иными профессиями, получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе
соответствующие навыки.
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамк
ах курсов дополнительного образования (курс внеурочной деятельности «Мой в
ыбор»);
участие в работе всероссийских профориентационных проектов
(профориентационный проект «Билет в будущее»);
участие старшеклассников в профессиональных пробах.
Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации может предусматривать:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности (инструктажи и тренировки по безопасности жизнедеятельности на
случай ГО и ЧС);
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение
групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.): социально-психологическое тестирование, психологопедагогическое обследование, мониторинг жестокого обращения;
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
23
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
разработку и реализацию профилактических программ (ИПК, ИПР),
направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнѐрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодѐжные объединения,
культы, субкультуры, группы в социальных сетях по безопасности в цифровой
среде (работа школьного киберконсультанта), на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.): реализация комплексной целевой программы «Закон и порядок»,
единых тематических
программ «Добрая дорога», «Здоровое поколение»;
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению: деятельность Школьной службы примирения, которая направлена на внедрение элементов восстановительных технологий и обучение учащихся бесконфликтному
общению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в
том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.): деятельность волонтерского отряда ТОП «Легенда» , ШСК «Дюжина»;
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие,
социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнѐрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни
24
открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
- участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнѐров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны;
- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Социальные партнеры: ПАО «Уралкалий», ОАО «СМЗ», ООО «ЗМИ», АО
«Соликамскбумпром», МЧС, полиция, ОДН, КДНизП, учреждения дополнительного образования (ЦРТДЮ «Звездный» и др), ЦБС, ФСН, музеи и т.д.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Общее руководство воспитательной работой осуществляет заместитель
директора
по
воспитательной
работе,
советник
по
воспитанию;
взаимодействие с молодежными общественными объединениями осуществляет
председатель первичного отделения РДДМ; взаимодействие с подростками группы
риска и СОП и их семьями, работу по профилактике правонарушений
осуществляют социальные педагоги; оказание психологической помощи,
консультирование обучающихся и их родителей осуществляют педагоги-психологи;
в организации внеурочной деятельности обучающихся принимают участие педагоги
школы и учреждений дополнительного образования, социальные партнеры;
внеурочную работу с обучающимися в классах организуют классные руководители
согласно календарному плану.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Программа воспитания МАОУ «СОШ №12» разработана с учѐтом
Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22),
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р) и Плана мероприятий по еѐ реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
25
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных
стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими
локальными актами:
– Положение о деятельности классного руководителя,
– Положение о социально-психологической службе,
– Положение о совете профилактики,
– Положение об Управляющем совете,
–
Положение о Внутренней системе оценки качества образования,
–
Положение о поощрениях и взысканиях,
–
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений,
–
Положение о ШСК «Дюжина»,
–
Положение о Школьной службе примирения,
–
Положения об органах ученического самоуправления,
–
Положения об общественных объединениях,
–
Положение об организации внеурочной деятельности.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и др.), одарѐнных, с отклоняющимся поведением, — создаются особые
условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
26
– формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- добровольное участие в воспитательных мероприятиях.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции школьников решает следующие воспитательные задачи:
− формирование у школьников активной жизненной позиции;
− вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие в ней.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной
организации;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия ученического самоуправления), социальных партнеров;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности:
- мониторинг персональной активности — собирание (накопление) артефактов (грамоты, поощрительные письма, призы, дипломы, сертификаты), фиксирующих достижения обучающегося;
27
- аукцион достижений – участникам предоставляется возможность обмена
накопленных артефактов на материальные и нематериальные поощрения;
- мониторинг коллективной активности — собирание (накопление) артефактов (грамоты, поощрительные письма, призы, дипломы, сертификаты), фиксирующих достижения класса;
- благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности
Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов
за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: праздник «За честь школы»,
«Таланты Доброграда», «Дорога добра».
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением
(при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Самоанализ организуемой в школе воспитывающей деятельности
осуществляется с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и
к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора ви28
дов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его
результатов на заседании методического объединения классных
руководителей. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, анализ воспитанности и социализированности обучающихся, мониторинг уровня противоправных деяний.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых является анкетирование
(удовлетворенность родителей и обучающихся воспитательным процессом). Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с;
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
29
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнѐрства;
деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень
выявленных
проблем,
над
которыми
предстоит
работать
педагогическому коллективу.
30