приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения); приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО второго поколения); приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО); устава МАОУ «СОШ № 12»; положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ «СОШ № 12»; 1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины: уровень образования (НОО, ООО, СОО) – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований; федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы; образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации; рабочая программа – методический документ, определяющий организацию образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня образования; учебный предмет – единица (компонент) содержания образования, отражающий предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки; учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания образования, расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета; учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов; оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольноизмерительные материалы. 1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня образования по конкретному учебному предмету (курсу) учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогическим работником или группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного и технического обеспечения образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы. 1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции: обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком; обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования; создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению; обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся; определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса, модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента обучающихся; приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. 1.6. Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки рабочих программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО. 1.7. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника. 1.8. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно, до замены его новым положением. 2. Структура рабочей программы 2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии с требованиями: ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее — ФГОС третьего поколения); ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; ФГОС СОО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (далее — ФГОС второго поколения); ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО; локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2. 2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП НОО, ООО и СОО, разработанных по ФГОС и ФОП содержать следующие обязательные компоненты: титульный лист пояснительную записку; содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании; и дугие разделы по необходимости, например, оценочные материалы. 2.2.2. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование материалов, включенных в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653. 2.2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности, разработанных по ФГОС, кроме перечисленного в пункте 2.2.1 настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий в разделе «Содержание учебного курса». 2.2.4. Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с учетом рабочей программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими способами из предложенных ниже (по выбору педагога): указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей программе; указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком; отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования. 2.3. Раздел «Титульный лист» включает название ОО, название учебного предмета (курса), класс, целевая аудитория, ФИО составителя, место и год разработки программы. Гриф рассмотрения не ставится, та как рабочая программа является частью ООП. 2.4. Раздел «Пояснительная записка» включает: цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы; учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля. 2.5. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» по ФГОС второго поколения конкретизируют соответствующий раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из требований ФГОС общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля подлежат оценке их достижения обучающимися. В разделе кратко фиксируются: требования к личностным, метапредметным и предметным результатам; виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата; организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (возможно приложение тематики проектов); система оценки достижения планируемых результатов с приложением критериев оценивания каждого вида работы обучающегося, подлежащих оцениванию (устный ответ, контрольная работа, лабораторная работа, диктант, тест и пр.) и графика контрольных мероприятий. 2.6. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля» по ФГОС включает: краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования; межпредметные связи учебного предмета, курса, модуля; ключевые темы в их взаимосвязи; преемственность по годам изучения (если актуально); практическиеилилабораторныеработы. 2.7. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде таблицы, состоящей из граф: наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися; количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы. информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек, виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарнотематического планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный год. 2.8. Рабочая программа учебного предмета (курса, модуля) по желанию учителя может включать оценочные материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации: примерные тексты контрольных работ, примерные задания, утвержденные методическим советом. 3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы 3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования) педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с преподаваемым учебным предметом. 3.2. Рабочая программа едина для всех учителей данного учебного предмета, работающих в школе. 3.3. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО, ООО, СОО) с последующей корректировкой или на один учебный год. 3.4. Рабочая программа разрабатывается на основе: федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования; федеральной основной образовательной программы соответствующего уровня образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля). 3.5. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с федеральной рабочей программой учебного предмета федеральной образовательной программы уровня образования. Содержание и планируемые результаты разработанной педагогическим работником рабочей программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля). 3.6. Педагогическийработниквправе: расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения; конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей программы; выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858; при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699; выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и воспитания; подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства. 3.7. Педагогический работник вправе представить рабочую программу на заседании методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения или неодобрения рабочей программы. Обязательному представлению на заседании методического объединения подлежат рабочие программы, разработанные составителем на основе учебно-методической литературы (рабочие программы элективов, факультативов, курсов внеурочной деятельности) и имеющие более 50 процентов авторских подходов к организации содержания учебного материала. 3.8. Рабочая программа рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается в составе ООП (по уровням общего образования) приказом руководителя школы. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Рабочая программа оформляется в электронном или печатном варианте. 4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1–3 см. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не предусматривается автором рабочей программы. Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы. Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется. 4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию. 4.4. Электронный вариант рабочей программы хранится в папке «Завуч» на локальном диске «Школа». 4.5. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в школе в течение всего периода ее реализации в месте, установленном директором школы. 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу 5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания рабочих программ. 5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования. 6. Реализация рабочей программы 6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы оценки качества. 6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой. 6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за реализацию рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования. 6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение: дистанционных образовательных технологий; модульных форм организации образовательной деятельности; сетевых форм организации образовательной деятельности; электронного обучения; различных форм внеурочной деятельности. 6.5. При реализации рабочих программ не допускается: сокращение запланированной практической части (контрольные, практические, лабораторные работы и др.); сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля). 6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся. 7. Контроль за реализацией рабочих программ 7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого учебного периода. 7.2. Этапы контроля: по окончании учебного периода (четверть, триместр, год) заместитель директора по УВР анализирует отчет по выполнению рабочих программ, формируемый посредством электронного журнала; итоги анализа оформляет справкой; результаты контроля по итогам четверти рассматриваются на совещании при директоре по итогам каждого учебного периода; результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом совете текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного года. Приложение 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№12» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Математика 5 класс Разработчик: учитель математики Меркулова Елена Геннадьевна г. Соликамск, 202__г Приложение 2 Пояснительная записка (пример) Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), утверждѐн приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Программе воспитания. Рабочая программа реализуется на основе предметной линии Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1-4 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2015. Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка», — 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе — 165 ч, во 2—4 классах — по 170 ч. Рабочая программа не ограничивает творческую инициативу учителя и предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части содержания курса. Приложение 3 Содержание обучения (пример) 1 класс Обучение грамоте Развитие речи Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух. Слово и предложение Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Фонетика Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог. Приложение 4 Планируемые результаты освоения рабочей программы ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: Духовно-нравственного воспитания: Эстетического воспитания: Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: Трудового воспитания: Экологического воспитания: Ценности научного познания: - МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. 1) базовые логические действия: 2) базовые исследовательские действия: 3) работа с информацией: К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. 1) общение: 2) совместная деятельность: К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. 1) самоорганизация: 2) самоконтроль: 3) эмоциональный интеллект (ООО) 4) принятие себя и других(ООО): ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (по классам ОБЯЗАТЕЛЬНО) 1 КЛАСС К концу обучения в первом классе обучающийся научится 2 класс Приложение 5 Тематическое планирование № п/п 1 Тема, раздел Кол-во часов, ЭлектронныеучебноФормы отводимых на методическиематериалы проведения освоение темы занятий (для КВД) Например, экскурсии; кружки; круглые столы; диспуты; соревнования; конкурсы и викторины; олимпиады; фестивали; проекты; общественно – полезная практика; библиотечные уроки и литературные гостиные; познавательные и ролевые игры и др. 2 3 4 5 6 7 8 9 Итого: часов часов