Веселые пальчики

1. Пояснительная записка
Согласно данным психологов у детей раннего дошкольного возраста слабо
развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно
окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы
малоподвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью.
Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом берут кисточку, карандаш, иногда
не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Учитывая
важность проблемы необходимо систематически проводить углубленную работу по
развитию мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста.
Направленность дополнительной образовательной программы «Веселые
пальчики» – художественно-эстетическая. Создание программы обусловлено
следующими факторами:
- социальным заказом родителей (законных представителей) обучающихся,
желанием самих обучающихся освоить данный вид образовательной деятельности;
- необходимостью разработки нового способа подачи дидактического
материала.
Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной
деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз,
гибкость рук, ритмичность развития осязательного восприятия (тактильной, кожной
чувствительности пальцев рук);
- обучить навыкам работы с различными материалами;
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое
мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развивать речь; развивать
художественный вкус;
- воспитывать внимательность, усидчивость, аккуратность.
Программа носит развивающий характер обучения, основанный на детской
активности и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями обучающихся.
Программа «Веселые пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой
моторики рук у детей 2-3 лет. Для развития моторики рук используются следующие
приемы:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы,
мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);
- рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание,
лабиринты);
- аппликация.
В работе используются различные по фактуре материалы: бумага, картон,
ткань, нитки, крупы, пуговицы и др.).

Методы обучения:
а) методы организации и осуществления образовательной деятельности
(словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные
и дедуктивные, работы под руководством педагога);
б) методы формирования интереса – познавательные игры, создание ситуаций
успеха;
в) методы контроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и
итоговый).
Срок реализации программы: 1 (один) учебный год.
Формы и режим занятий: программа включает в себя 32 занятия, 4 раза в
месяц, вторая половина дня, 10-15 минут.
Ожидаемые результаты:
- дети познакомятся с техниками рисования нетрадиционными способами,
разными техниками аппликации, лепки;
- у детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук,
умение ориентироваться на плоскости.
2. Форма аттестации
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: открытые занятия для родителей (законных представителей)
обучающихся, выставки работ, результаты диагностики, участие в конкурсах.
3. Список литературы
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. –
Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.
4. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2001.
5. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки//Прописи. «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2004.
6. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль:
«Академия развития», 2008.
7. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.
8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт-Петербург:
2005.
9. Подумай, нарисуй и раскрась// Альбом. «Радуга», 2007.
4. Содержание программы:
Учебно-тематический план
№

Раздел

1.

Работа с крупами («сухой бассейн», рисование,
выкладывание мозаики)
Работа с бумагой (аппликация, конструирование)

2.

Количество
часов
5
6

3.
4.
5.
6.

Работа со шнурками, нитками (шнуровки, плетение,
нанизывание предметов)
Рисование
Моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
Лепка, изготовление поделок из различных материалов
(пластилин, соленое тесто, природный материал, бусины,
пуговицы и др.)
Всего:

5
5
5
6

32

Календарно-тематический план
Месяц
Тема
октябрь «Мячики для котят»
«Колбаски и шарики»
«Следы на песке»
«Веселые раскраски»
ноябрь

«Осень золотая»
«Бусы, колечки»
«Петушок пшено рассыпал»
«Проведи дорожку»

декабрь «Снеговик»
«Елочка»
«Игрушки»
«Бусы»
январь

«На улице ночь»
«Игрушки»
«Накорми мышку»
«Колобок»

февраль «Самолеты»
«Ладошки»
«У мышки в кладовой»
«Пройди по лабиринту»
март «Цветы»
«Цветок маме»
«Печем пирожки»
«Помогаем бабушке»

Содержание деятельности
– рисование пальчиками
– работа с пластилином
– рисование пальчиками на песке
– работа с раскрасками (раскрашивание
пальчиками)
–
рисование
(гуашь,
поролон,
трафареты из картошки)
– лепка из цветного пластилина
– рисование пальчиками на подносе с
пшеном
– рисуночные задания (цветные
карандаши)
– аппликация (ватные диски, вата)
– рисование (гуашь), гимнастика с
кистью
– лепка с формочками
– раскладывание фигур из бусин
– аппликация (ватные диски, клей)
– (трафареты, цветные карандаши),
гимнастика с карандашом
– д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)
– лепка из соленого теста
– аппликация из заготовок
– рисование пальчиками
– перебирание круп (фасоль, рис)
– рисуночные задания (фломастеры)
– аппликация с крупой
– рисование кисточкой
– лепка из соленого теста
– сматывание клубочков из шерстяных
ниток

апрель

май

«Звенит капель»
«Ракета в космосе»
«Раскраски с заданиями»
«Палочки-выручалочки»
«Цыплята»
«Одуванчики цветут»
«Медведь проснулся»
«Волшебные камешки»

– рисование с элементами аппликации
(акварель, пипетки)
– аппликация с элементами лепки
– работа с цветными карандашами
– выкладывание ритмичных узоров из
счетных палочек
– обрывная аппликация
– рисование (гуашь)
– лепка с шишками
– раскрашивание речной гальки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».