РП_Юнармия_6-9 кл

Приложение 1
к основной образовательной программе
основного общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» разработана
в соответствии с пунктом 32.1 нового федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и
реализуется 1 год в 6-9 классах. Этот курс внеурочной деятельности обозначен в
плане внеурочной деятельности. Данная рабочая программа является частью
содержательного раздела основной образовательной программы основного общего
образования (далее - ООП ООО).Рабочая программа определяет организацию
образовательной деятельности учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному
курсу внеурочной деятельности с указанием форм проведения внеурочных занятий и
с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью ООП
НОО, определяющей:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
(далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета
Дата 30.08 2023г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Юнармия»
(6-9 класс)
срок реализации рабочей программы – 1 год

г. Соликамск, 2023г

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юнармия» имеет социально-педагогическую,
военно-патриотическую направленность и способствует формированию у молодежи
готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите Отечества.
Программа направлена на:
1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики
Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций.
Программа внеурочной деятельности «Юнармия» составлена в соответствии с
требованиями следующих нормативных документов:
 Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726р.
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от
9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от
3 сентября 2019 г. № 467 г. Москва «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
 СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей: утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41.
 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Уровень программы – базовый.
Новизна, актуальность, практическая значимость, преемственность и
педагогическая целесообразность
Новизна данной программы, во-первых, в преемственности с программами основной
школы, она дополняет основные образовательные курсы по истории, географии, обеспечению
безопасности жизнедеятельности, физической культуре.
Во-вторых, носит ярко выраженную профориентационную направленность, т.к. готовит
к службе в вооруженных силах РФ и смежным профессиям;
В третьих, содержит региональный компонент в теме «Воинские подвиги земляков».

Актуальность программы – выполнение социального заказа в воспитании гражданина
и патриота, ответственного за судьбу страны, ее развитие и защиту достижений, а также в
удовлетворении потребности учащихся и их родителей в начальной профильной подготовке и
укрепления физического развития детей.
Практическая значимость:
1. Создание условий для получения начальных профессиональных военных навыков.
2. Интеллектуальное, нравственное, психологическое и физическое развитие, развитие
способностей и творческого потенциала личности юнармейцев.
3. Подготовка обучающихся к участию в районных соревнованиях: смотр строя и песни,
военизированных эстафет и др.
Преемственность данной программы заключается в том, что на занятиях по программе
дети учатся осуществлять наблюдение, сравнение, домысливание, устанавливать причинноследственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут применить
полученные знания в жизни. Таким образом, с помощью познания и творчества происходит
влияние на формирование универсальных учебных действий - важнейшей цели общего
образования.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке
будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и
навыки, необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует
личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному
самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что она
способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их
гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания
и навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области
здоровьесбережения.
Особенность реализации программы
Комплексный подход к организации занятий обеспечивает положительную социализацию
и профилактику асоциального поведения детей.
Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности.
Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин
согласно возрастным особенностям юнармейцев.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и
практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.
Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
Цель и задачи программы
Цель программы - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи программы:
Образовательные:
• применять меры безопасности во время занятий, слетов, соревнований;
• знать воинские традиции Советской и российской армии;
• оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях в чрезвычайных
ситуациях;
• ориентироваться на местности;

• организация привала и ночлега в полевых условиях;
• выполнять сборку-разборку автомата АК-74;
• знать и выполнять элементы строя и обязанности в строю.
Личностные:
• приобщать к боевым и трудовым традициям российской и советской армии, разъяснять
истоки героизма и самоотверженности российского народа;
• воспитывать гордость за подвиги разных поколений защитников Отечества и
стремление подражать им;
• создавать условия для
физического, психического, нравственного развития
учащихся;
Метапредметные:
• организовывать
сотрудничество
и
совместную деятельность с педагогом
и членами команды;
• работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования
позиций и учета интересов.
Условия реализации программы
Возраст детей: 13-15 лет.
Состав учебной группы – постоянный.
Условия набора детей – принимаются все обучающиеся, не имеющие ограничений по
здоровью.
Условия формирования групп: разновозрастные. Количество обучающихся: не менее 6
человек.
Срок реализации программы: 1 учебный год
Психолого-педагогические условия
Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве,
оптимизме.
Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев,
неуверенных в себе, с низким уровнем мотивации и адаптации.
Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности.
Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и
самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со
школой и семьей.
- Предлагаемая программа состоит из шести разделов:








история вооруженных сил России;
строевая подготовка;
основы медицинских знаний;
огневая подготовка;
основы выживания в сложных условиях;
общефизическая подготовка.

Формы обучения и режим занятий
Реализация программы основана на системно-деятельностном подходе,
предусматривает использование различных форм организации работы: коллективные,
групповые, индивидуальные и дифференцированно-групповые.
Методы обучения: словесные, наблюдения, проблемные, иллюстративные,
практические.
Формы занятий: тактико-строевые занятия, тематические и комплексные занятия,
походы, практические занятия на местности, викторины, экскурсии.

Форма обучения - очная.
Индивидуальная форма обучения
Дистанционная (электронная) форма обучения.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программного материала ожидается формирование и овладение
учащимися личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные действия:
- соблюдать дисциплину;
- выполнять правила внутреннего распорядка;
- осознать себя как индивидуальность и одновременно как член детского коллектива;
- способность к самооценке своих действий и поступков;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
- усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального
российского общества;
-принять чувство ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные
- уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;
- выстраивать последовательность необходимых операций;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные
- выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- уметь работать с информацией.
Коммуникативные
- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;
- работать индивидуально и в группе;
- сознавать ответственность за общее дело;
- выделять моральное содержание ситуации.
Предметные универсальные учебные действия
знать:
- меры безопасности во время занятий;
- воинские традиции Советской и российской армии;
- символы воинской чести;
- государственную символику России;
- элементы строя и обязанности в строю;
- материальную часть автомата Калашникова;
- требования к личному и групповому снаряжению;
- организацию привалов и ночлегов;
- принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
уметь:
- выполнять строевые команды на месте и в движении;
- выполнять сборку-разборку автомата АК-74;
- организовать ночлег в полевых условиях;
- ориентироваться на местности;
- выполнять комплексы физических упражнений;
- оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях;
- оказать помощь при чрезвычайных ситуациях.

Формы подведения итогов реализации программы
В начале каждого учебного года все учащиеся проходят тестирование по специально
разработанным вопросам, а также сдают контрольные физические нормативы с целью проверки
их начальной физической подготовки согласно возрастным оценочным нормативам, с
разделением по гендерному признаку с учетом природосообразности. Оценка идет по
следующим практическим заданиям: сгибание в упоре лежа, прыжок в длину с места,
поднимание туловища, вис на перекладине, бег. Такой же подход к тестированию и сдаче
нормативов проводится в конце учебного года. Это позволяет определить, насколько успешно
учащиеся усваивают пройденный материал и получают необходимые знания и навыки.
При этом применяются следующие формы контроля:
Методы педагогического мониторинга:
 наблюдение;
 тестирование;
 практическое задание;
 опрос.
Формы педагогического мониторинга:
 занятия
контроля
знаний
(текущая,
тематическая,
итоговая
диагностика знаний, умений и навыков);
 собеседования;
 соревнования;
 слеты.
В течение учебного года учащиеся в рамках воспитательной работы выступают на
показательных занятиях, соревнованиях, фестивалях, слетах, принимают участие в конкурсах,
викторинах по профилю обучения.
Оценивание результатов реализации программы

№ Критерии
п/п
1.
Уровень
обученности

Показатели

Измерители

Положительная динамика усвоения
теоретических знаний

Вопросы
и
задания
для
тестирования знаний учащихся
(Приложение
4.
Тестовые
задания по теоретическому
материалу)
Карта наблюдения
«Сформированность
практических умений
учащихся»

Положительная динамика
практических умений

2.

Осознанное
стремление
учащихся
реализовывать
свои
способности

3.

Физическое
развитие

Положительная динамика участия
в смотрах, конкурсах

Мониторинг участия в
смотрах, конкурсах.
Положительная динамика умений:
Карта наблюдения
-сотрудничать с педагогами и «Сформированность
сверстниками;
коммуникативных умений»
-учитывать разные мнения и
стремление
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
-формулировать
собственное
мнение и позицию.
Возрастные оценочные
нормативы
(Приложение 3)

Оценка
исходного
физического состояния и
динамика его изменений
Учебный план

№
п/п

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

Наименование раздела

Всего
Вводное занятие
История вооруженных сил
России
Виды вооруженных сил
Символы воинской чести
Полководцы и герои
Воинские профессии
Воинские подвиги земляков
Строевая подготовка
Основы строевой подготовки
Команды строевой подготовки и
правила их выполнения
Строй и управление им
Строй и его элементы.

Формы
контроля

Количество часов
Теория

Практика

1
6

1
3

3

7

3

4

Тест

Участие в
конкурсе

Отдание воинской чести без оружия
Практика: Выход из строя и подход
к начальнику
2.7. Практика: Повороты на месте и в
движении
2.8. Практика: Перестроение в две
шеренги
2.9. Практика: Перестроение в одну
шеренгу
2.10 Практика: Воинская честь.
.
Строевой шаг
3.
Основы медицинских знаний
3.1. Принципы оказания первой
доврачебной помощи
3.2. Лекарственные растения и грибы
оказания
первой
3.3. Алгоритмом
доврачебной
помощи
при
механических травмах
2.5.
2.6.

3.4.

3.5.
3.6.
3.7.
4.
4.1.
4.2.
4.3.

4.4.
4.5.
4.6.

4.7.
5.
5.1.

5

2

3

Выполнение
норматива

5

2

3

Выполнение
норматива

4

2

2

Выполнение
норматива
Выполнение

Алгоритмом
оказания
первой
доврачебной помощи при ранениях и
ожогах
Ранения и кровотечения
Травмы
опорно-двигательного
аппарата
Виды перевязок
Огневая подготовка
История оружия
Виды вооружения. Холодное,
огнестрельное, метательное.
Автомат Калашникова. АК-74:
устройство, назначение, тактикотехнические характеристики
Меры безопасности при неполной
разборке и сборке АК-74
Неполная разборка и сборка АК74
Пневматическая винтовка. Правила
удержания и прицеливания
винтовки
Стрельба
из пневматической
винтовки
Основы выживания в сложных
условиях
Основы ориентирования на

5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.

6.
6.1.
6.2.

местности
Организация привалов и ночлегов
Организация питания в полевых
условиях
Костровое хозяйство. Меры
безопасности
Виды узлов. Способы переправы
через овраги, водоемы
Ориентирование на местности
Техника преодоления различных
элементов личной и командной
полосы препятствий
Общефизическая подготовка
Физическая подготовка и еѐ
значение для укрепления здоровья
Меры обеспечения безопасности
при проведении занятий по
физической подготовке

6.3.

Комплекс утренней
гигиенической гимнастики

6.4.
6.5.
6.6.

Общеразвивающие упражнения
Ускоренное передвижение
Обучение технике бега на короткие
дистанции
Ускоренное передвижение.
Обучение технике бега на средние и
длинные дистанции.

6.7.

6.8.

Упражнения на растяжку и гибкость

6.9.

Сдача нормативов по ОФП
Итоговое занятие
Всего часов:

теста

5

2

3

Выполнение
норматива

1

-

1

Выполнение
теста

34

34

34

Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного
поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. История вооруженных сил России
Тема 1.1. Виды вооруженных сил
Воинская слава России. Армия и флот России XX века.

Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии
на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военноморской флот. Пограничные войска. Внутренние войска.
Тема 1.2. Символы воинской чести
Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских
коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.
Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб.
Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Практическое занятие: викторина «Государственная символика».
Тема 1.3. Полководцы и герои
Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов
и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Практическое занятие: викторина «Защитники отечества».
Тема 1.4. Воинские профессии
Профессия военного: описание и содержание деятельности. Необходимые умения. Область
применения. Военные профессии для девушек.
Тема 1.5. Воинские подвиги земляков
Удмуртия во время ВОВ. Работа эвакогоспиталей в годы Великой Отечественной войны
Практическое занятие: подготовить устное выступление по выбору «Они учились в нашей
школе», «Воины моей семьи», «Горжусь своими предками».
Раздел 2. Строевая подготовка
Тема 2.1. Основы строевой подготовки.
Виды строя, передвижение в строю, перестроение из одношереножного строя в двух
шереножный строй, смыкание и размыкание в одношереножном строю. Строевые приемы:
«направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь», «смирно»,
«равнение на середину» в строю. Передвижение в составе знаменной группы.
Практика: Отработка строевой подготовки подразделения. Отработка строевых приемов:
«направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь», «смирно»,
«равнение на середину» в строю.
Отработка строевой подготовки знаменной группы. Разучивание строевой песни.
Тема 2.2. Команды строевой подготовки и правила их выполнения
Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе
подразделения). Повороты направо, налево, кругом при передвижении строя. Подача и
выполнение команд в строю. Выход из строя и подход к командиру. Ответ на приветствие
командира. Переход с походного шага на строевой шаг. Команды: «равняйсь», «смирно»,
«равнение на середину», «влево», «вправо» при передвижении строя.

Практика: Отработка строевых приемов. Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг,
Походный шаг. Повороты в движении: «направо», «налево», «кругом – марш». Развернутый
строй одношереножный, двушереножный, развернутый строй отделения и взвода.
Перестроения из одношереножного в двушереножный строй. Размыкание влево, вправо.
Отработка строевой песни при передвижении.
Тема 2.3. Строй и управление им.
Понятия: строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина и
глубина строя
Практика: Строевой шаг. Строевая стойка.
Тема 2.4. Строй и его элементы.
Шеренга строя и виды (одношереножный и т. д.)
Практика: Построение в шеренгу, в 2 шеренги, в 3 шеренги.
Тема 2.5. Отдание воинской чести без оружия
Теория: отдание воинской чести на месте. Отдание воинской чести при движении.
Практика: Выход из строя и возвращение в строй. Отдание воинской чести на месте и в
движении.
Тема 2.6. Практика: Выход из строя и подход к начальнику
Тема 2.7. Практика: Повороты на месте и в движении
Тема 2.8. Практика: Перестроение в две шеренги
Тема 2.9. Практика: Перестроение в одну шеренгу
Тема 2.10. Практика: Воинская честь. Строевой шаг
Раздел 3. Основы медицинских знаний
Тема 3.1. Принципы оказания первой доврачебной помощи
Знакомство с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических травмах,
ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, ударе электрическим током.
Практика: Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи. Оценка ситуации.
Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка состояния пострадавшего. Оказание
неотложной помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Фиксация информации о времени и
причинах случая. Контроль за состоянием пострадавшего.
Тема 3.2. Лекарственные растения и грибы
Изучение лекарственных трав и грибов. Способы приготовления и применения лекарственных
растений.
Тема 3.3. Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических травмах
Знакомство с приемами временной остановки артериального кровотечения с использованием
жгута и жгута-закрутки, накладки повязки «Уздечка», накладки повязки «Восьмиобразная»,
накладки повязки «Спиральная» на конечности. Накладка повязки «Черепичная расходящаяся»

на конечности. Иммобилизация с использованием шин Крамера при открытом (с артериальным
кровотечением) переломе бедренной кости. Правила транспортировки пострадавшего.
Практика: Отработка наложения повязок, шин, жгута и транспортировки пострадавшего.
Тема 3.4. Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах.
Тема 3.5. Ранения и кровотечения
Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды
кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.
Тема 3.6. Травмы опорно-двигательного аппарата
Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи.
Правила наложения шин.
Практические занятия: наложение шин при различных переломах
Тема 3.7. Виды перевязок.
Теория: виды перевязок и правила их наложения.
Практика: Наложение повязки на верхнюю конечность.
Раздел 4. Огневая подготовка
Тема 4.1. История оружия
Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового
поражения.
Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия».
Тема 4.2. Виды вооружения. Холодное, огнестрельное, метательное.
Тема 4.3. Автомат Калашникова. АК-74: устройство, назначение, тактико-технические
характеристики
Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Практические занятия: сборка и разборка автомата на время.
Практическое занятие: Сборка - разборка автомата АК на время.
Тема 4.4. Меры безопасности при неполной разборке и сборке АК-74
Тема 4.5. Неполнаяразборка и сборка АК-74
Знакомство с неполной сборкой и разборкой автомата Калашникова (АК-74). Порядок разборки
и сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова.
Практика: Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка и разборка
автомата на время.
Тема 4.6. Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки

Тема 4.7. Стрельба из пневматической винтовки
Раздел 5. Основы выживания в сложных условиях
Тема 5.1. Основы ориентирования на местности
Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование
с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты.
Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута
и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте. Поиск
контрольных пунктов на местности.
Тема 5.2. Организация привалов и ночлегов
Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое
снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при
устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в
месте ночлегов.
Практическое занятие: установка палатки
Тема 5.3. Организация питания в полевых условиях
Питание войск в полевых условиях. Составление и гигиеническая оценка раскладки продуктов.
Практическое занятие: приготовление пищи в походных условиях.
Тема 5.4. Костровое хозяйство. Меры безопасности
Типы костров. Место для костра. Разжигание костра. Безопасность.
Тема 5.5. Виды узлов. Способы переправы через овраги, водоемы
Виды узлов. Узлы для связывания веревок одинакового и разного диаметров. Узлы для
закрепления концов веревок. Специальные узлы.
Практические занятия: отработка приѐмов вязания различных узлов.
Тема 5.6. Ориентирование на местности
Определение азимута.
Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту.
Тема 5.7. Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы
препятствий
Практические занятия: техника прохождения различных препятствий: переправа по бревну,
переправа по параллельным веревкам, навесная переправа, «маятник», «бабочка».
Раздел 6. Общефизическая подготовка
Тема 6.1. Физическая подготовка и еѐ значение для укрепления здоровья

Тема 6.2. Меры
обеспечения безопасности при проведении занятий по физической
подготовке
Тема 6.3. Комплексутренней гигиенической гимнастики
Тема 6.4. Общеразвивающие упражнения
Тема 6.5. Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на короткие дистанции
Тема 6.6. Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на средние и длинные
дистанции.
Тема 6.7. Упражнения на растяжку и гибкость
Тема 6.8. Сдача нормативов по ОФП
Практические занятия: бег на дистанции 100 и 1500 м, отжимание от пола, подтягивание на
перекладине, подъѐм туловища из положения «лѐжа».
Спортивные игры, упражнения для

развития

ловкости,

силы, выносливости.

Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Наименование занятия

1.
2.

Вводное занятие
История вооруженных сил
Символы воинской чести.
Государственная символика.

3.

Полководцы и герои
Военные профессии

4.

Воинские подвиги земляков

5.

Основы строевой
подготовки

6.

Команды строевой
подготовки и правила их
выполнения
Команды строевой
подготовки и правила их
выполнения
Строй и управление им
Строй и его элементы

7.
8.

9.

10.

Строевая стойка и
выполнение команд
Отдание воинской чести без
оружия
Отдание воинской чести без
оружия

Срок проведения
занятия
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Форма занятия

Количество
часов
1
2

Беседа
Тематическое
занятие (теория и
практика)
Тематическое
2
занятие (теория и
практика)
Тематическое
2
занятие (теория и
практика)
Тематическое
1
занятие (теория и
практика)
Тематическое
1
занятие (теория и
практика)

Тематическое
занятие (теория и
практика)
Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое

1

1

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Выход из строя и подход к
начальнику
Повороты на месте и в
движении
Перестроение в две шеренги
Перестроение в одну
шеренгу
Воинская честь. Строевой
шаг
Принципы оказания первой
доврачебной помощи
Лекарственные растения и
грибы
Принципы оказания первой
доврачебной помощи при
механических травмах
Принципы оказания первой
доврачебной помощи при
ранениях и ожогах
Ранения и кровотечения
Травмы опорнодвигательного аппарата

17.

Виды перевязок

18.

История оружия

19.

20.

21.

22.

23.

Виды вооружения.
Холодное, огнестрельное,
метательное.
Автомат Калашникова.
АКМ-74: устройство,
назначение, тактикотехнические характеристики
Меры безопасности при
неполной разборке и сборке
АКМ-74
Неполная
разборка и
сборка АКМ-74
Пневматическая винтовка.
Правила удержания
и
прицеливания винтовки
Стрельба
из
пневматической винтовки
Основы ориентирования на
местности
Организация привалов и
ночлегов
Организация питания в
полевых условиях
Костровое хозяйство. Меры

занятие (теория и
практика)
Тематическое
занятие (теория и
практика)
Тематическое
занятие (теория и
практика)

Декабрь

Январь

Февраль

Март

1

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)
Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)
Тематическое
занятие (теория и
практика)
Тематическое
занятие (теория и
практика)
Тематическое
занятие (теория и
практика)
Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

1

1

1

1

2

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.
31.

безопасности
Виды узлов. Способы
переправы через овраги,
водоемы
Ориентирование на
местности
Техника преодоления
различных элементов
личной
и командной полосы
препятствий
Физическая подготовка и еѐ
значение для укрепления
здоровья
Меры
обеспечения
безопасности при
проведении занятий по
физической подготовке
Комплекс
утренней
гигиенической
гимнастики
Общеразвивающие
упражнения
Ускоренное передвижение.
Обучение технике бега на
короткие дистанции
Ускоренное передвижение.
Обучение технике бега на
средние и длинные
дистанции.
Упражнения на растяжку и
гибкость
Сдача нормативов по ОФП
Итоговое занятие

Апрель

Май

Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)

1

Тематическое
занятие (теория и
практика)
Сдача нормативов
Тестирование

1

1
1

Методическое обеспечение
Организация деятельности по реализации программы базируется на деятельностном,
компетентностном и личностно-ориентированном подходах, лежащих в основе ФГОС ОО.
При организации учебно-тренировочных занятий опора идет на общедидактические
принципы:

сознательности и активности, т.е. учащиеся должны понимать цель и задачи
теоретических знаний, осознать значение практических занятий и воинской дисциплины;
понимать значение и смысл выполняемых технических действий;



систематичности и последовательности, т.е. учащиеся должны осознать, что только
регулярность занятий и тренировок ведет к достижению качественных результатов;

связи теории с практикой – эффективность и качество обучения проверяется на
практике.
Педагогические методы
Перцептивные:
Логические:
- рассказ;
- индуктивные;
- беседа;
- дедуктивные;
- лекция;
- аналитические;
- иллюстрации;
- синтетические.
- демонстрации.
Гностические:
- репродуктивные; частично-поисковые; исследовательские.
Методы стимулирования и мотивации:
- познавательные игры;
- учебные дискуссии;
- создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний;
- создание ситуаций занимательности;
- создание ситуаций апперцепции;
- создание ситуаций познавательной новизны;
- убеждение в значимости учения;
- предъявление требований;
- поощрения в учении.
Формы организации обучения:
- формирование знаний;
- закрепление и систематизациязнаний;
- формирование умений и навыков;
- повторение и систематизациязнаний;
- контроль усвоения знаний, умений инавыков
Различные формы занятий сочетают одинаковые элементы:
- взаимодействие педагога и учащихся (педагог - учащийся, педагог - группа, учащийся - учащийся,
группа - группа, полное или ограниченное участие педагога, прямое или косвенное ограничение).
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить
активность учащихся, их интерес к занятиям в течение всего периода обучения.

Материально-техническое обеспечение
№
1
2
3
4
5
6
7

Наименование
Оборудование и снаряжение
Макет АК-74
Пневматическая винтовка
Противогаз
Фляга полевая
Коврик туристический
Палатка
Аптечка санитарная

Количество
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
6 шт.
1 шт.
1 шт.

Технические средства
1
2

Компьютер
Интерактивная доска

1 шт.
1 шт.

Список литературы

1. Аверин, А.И. и др. Начальная военная подготовка [Текст]/ А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин,
Н.К. Ендовицкий. – М.: просвещение, 1987. - 256 с.

2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ И.А. Агапова. - М.: Айриспресс, 2002. – 150 с.

3. Вырщиков А.Н.

Патриотическое
воспитание: методологический аспект
[Текст] / А.Н. Вырщиков. - Волгоград, 2001. - 200 с.

4. Глыжко, Л.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи (опыт работы центра доп.
образования [Текст]/ Л.И. Глыжко, С.А. Пищулин// Внешкольник. - 2002. - С.11-12.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010
годы» [Текст]/. – М., 2005.

6. Зеленин, А.А.и др. Методическое пособие по организации и проведению военноспортивных игр, конкурсов и соревнований [Текст]/ А.А. Зеленин, С.И. Мешкова, А.В.
Мешков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.-163с.

7. Иванова, И. Больше, чем игра…: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра [Текст]/ И. Иванова //
Военные знания. - 2003. - №2. - С.32-33.

8. Кульков,

Ю.В. Военно-патриотический клуб «Патриот» [Текст]
Ю.В.Кульков// Физическая культура в школе. - 2003. - №1. - С.52-54.

9. Лысогор, Н.А. и др. Питание в туристском походе [Текст]/ Н.А. Лысогор, Л.А.
Толстой, В.В. Толстая. – М.: Пищевая промышленность, 1980. – 96 с.

10. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском
становлении личности [Текст]/ Н.В.Мазыкина // Внешкольник. -2002. - №5. - С.5-8.

11. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе [Текст]/
С.Рожков // Педагогический вестик. - 2003. - №12. - С.7

12. Салихова, Р. Воспитание гражданина [Текст]/ Р.Салихова, Г.Ахметжанова // Воспитание
школьников: Теоретический и научно-методический журнал. – 2003. - №1. - С.2-8.

13. Федоровская, Г. О критериях оценок при проведении соревнований военнопатриотической направленности [Текст]/ Г.Федоровская // Воспитание школьников. 2002. - №10. - С.25-29.

14. Штюрмер, Ю.А.Карманный справочник туриста [Текст]/ Ю.А.Штюрмер. - М: профиздат,
1982. -224с.

Приложение 1
Понятийно-терминологический словарь
Автоматическое оружие - огнестрельное оружие, в котором перезаряжание и производство
очередного выстрела выполняется автоматически за счет энергии пороховых газов или других
(посторонних) источников.
Азимут — угол между направлением на север (в Южном полушарии — на юг) и направлением на
какой-либо удаленный предмет.
Боевое отделение - внутреннее пространство в боевой машине, предназначенное для размещения
вооружения.
Боеприпасы - составная часть вооружения, непосредственно предназначенная для поражения целей.
Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное
выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом и народом;
разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей
страны.
Гражданин-патриот — это человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и
политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, обладающий
осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и
готовый встать в нужный момент на защиту Отечества.
Кучность стрельбы - свойство оружия, характеризуемое отклонением точек попадания пуль
(снарядов) относительно центра их рассеивания при стрельбе на одинаковых установках прицела.
Нарезное оружие - огнестрельное оружие, канал ствола которого имеет нарезы (винтовые канавки)
для придания снаряду (пуле) вращательного движения.
Национальная идентичность — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее
народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности
составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
Патриотизм - чувство и сформировавшаяся гражданская позиция верности своей стране и
солидарности с ее народом, гордости за свое Отечество, готовности к служению ему.
Режим огня - максимально допустимое количество выстрелов из огнестрельного оружия за
определенный промежуток времени ведения огня без ущерба для материальной части оружия,
точности и безопасности стрельбы.

Приложение 2

Клятва юнармейца
Я, , вступая в ряды юнармейцев, клянусь стремиться к победам в учебе и спорте, вести
здоровый образ жизни, готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества, чтить память
героев, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины, быть патриотом и достойным
гражданином России.
Клянусь с честью носить звание юнармейца.

«

»

20

г.

.
(подпись)

Приложение3
Выполнение нормативов оценивается:
по тактической подготовке:
Наименование норматива

Оценка
5

4

3

Снижение оценки

1

2

3

Неверно расположены в руках
флажки по цветам, неверное
движение рук.

2

2,5

Способы передвижения солдата в 2
бою
– переползание 25-30м (мин) попластунской

2,5

3

Способы передвижения солдата в 2
бою
– переползание 25-30м (мин) на
получетвереньках

2,5

3

Способы передвижения солдата в 2
бою
– переползание 25-30м (мин) на
боку

2,5

3

Передвижение без учета рельефа
местности. Отсутствует наблюдение
за противником. Ошибки в положении
корпуса, оружия, в действиях при
остановках на промежуточном и
конечном пунктах.
Передвижение без учета рельефа
местности. Неправильно выбрано
место
для ведения огня. Отсутствует
наблюдение за местностью и
противником. Для укрытия не
используются местные предметы.
Передвижение без учета рельефа
местности. Неправильно выбрано
место для ведения огня. Отсутствует
наблюдение за местностью и
противником. Для укрытия не
используются местные предметы.
Передвижение без учета рельефа
местности. Неправильно выбрано
место для ведения огня. Отсутствует
наблюдение за местностью и
противником. Для укрытия не
используются местные предметы.

Передача трех сигналов
управления
(мин)

Способы передвижения солдата в 1,5
бою
– перебежка 100м (мин)

по огневой подготовке:
№
п/п

Наименование норматива

Оценка
5

4

3

Снижение оценки

Не осмотрен патронник. Нарушена
последовательность разборки.
Отдельные части разложены
беспорядочно.
Извлечение частей производится с
большим усилием.
2.
Сборка автомата (сек)
30
35
40
Нарушена последовательность
сборки.
Соединение частей производится с
большим усилием. Не произведен
спуск курка. Не проверена работа
частей и механизмов. Автомат не
поставлен на предохранитель.
Стрельба из пневматической винтовки расстояние 5 метров, 5 выстрелов, мишень № 8
1.

Неполная разборка автомата 18
(сек)

Возраст
стрелков

10 – 11 лет

12 – 13 лет

14 – 15 лет

16 – 18 лет

20

25

Положение для Оценка за выбитые очки
стрельбы
юноши

девушки

5

4

3

5

4

3

Сидя, лежа,

25

19

13

25

18

11

с колена,

22

16

10

22

15

8

стоя

20

14

8

20

13

6

Сидя, лежа,

30

24

18

30

23

16

с колена,

27

21

15

27

20

13

стоя

25

19

13

25

18

11

Сидя, лежа,

35

29

23

35

28

21

с колена,

32

26

20

32

25

18

стоя

30

24

18

30

23

16

Сидя, лежа,

38

32

26

36

29

22

с колена,

35

29

23

33

26

19

стоя

37

31

21

31

24

17

По физической подготовке:
Дистанция кросса, км

14 – 16 лет

17 – 18 лет

5

4

3

5

4

3

1

3.30

3.40

4.00

3.20

3.30

3.55

3

13.50

14.30

16.00

11.55

12.20

12.55

5

25.30

27.00

28.00

24.00

25.00

26.00

-

-

25.00

26.00

27.00

-

-

27.00

28.00

29.00

Марш-бросок на 5 км Форма 2,3,4
Марш-бросок на 5 км
автомат,2 магазина, сумка
для магазинов, противогаз

-

Наименование нормативов

14 –16 лет

17 –18 лет

5

4

3

5

4

3

Подтягивание на перекладине

12

10

8

16

14

12

Сгибание и разгибание рук в
упоре на брусьях

6

5

4

14

11

9

Выход силой

4

1

-

10

8

6

Поднос прямых ног к
перекладине

9

6

5

12

10

8

Силовой комплекс

40

32

28

60

46

40

Комплексное упражнение на
ловкость

10,0

10,6

11,2

9,4

10,0

10,6

Прыжок в длину с места

2.20

2.10

2.05

2.50

2.30

2.20

Отжимание в упоре лежа

21

28

38

21

30

42

Челночный бег 4Х10 м

12,6

12,0

11,5

11,0

10,5

10,0

Бег на 100 м

14,6

15,2

16,0

13,6

14,2

15,0

Бег на 60 м

9,2

9,6

10,0

8,6

9,0

9,4

По военной топографии:
Наименование норматива

Оценки

5
Определение сторон горизонта 2
по компасу (мин)

4
3

3
4

Определение сторон горизонта 2
по солнцу и часам (мин)

3

4

Определение магнитного
азимута по компасу на
указанный предмет

3

4

2

Снижение оценки
Неумение пользоваться
компасом. В качестве ориентиров
выбраны плохо заметные на
местности предметы.
Неверно расположены часы по
отношению к солнцу. Юнармеец
не знает, какой угол на
циферблате делят пополам до
полудня или после полудня.
Ориентиры выбраны
неудачно.
Неумение пользоваться визиром
компаса. Неумение произвести
отсчет по компасу. Ошибка в
определении азимута превышает
6 .

По РХБЗ:
№

Наименование норматива Оценка

п/п

5

4

3
10

1.

Надевание противогаза

8

9

2.

Надевание респиратора

10

11

3.

Пользование неисправным
противогазом в
зараженной атмосфере:
7

6

9

12

13

14

8

9

10

1

2

3

2.30

3

4

4.30

5

3.30

4

4.30

-пробита фильтрующая
поглощающая коробка
-перебита соединительная
трубка
-разбито стекло очков,
значительный порыв
шлем- маски (ШМ)

При надевании
противогаза не
наличие складок, при
закрыты глаза, не
которых возможно
задержано дыхание,
попадание воздуха под
нет резкого выдоха;
шлем-маску; не
перекошена шлемполностью прикручена
маска
фильтрующая коробка;
не свой размер шлеммаски.
12
Концы носового
зажима не прижаты
Не свой размер
к носу
респиратора

-незначительный порыв
шлем-маски (ШМ)
4.

Изготовление и надевание 2
ватно-марлевой повязки
(мин.)

5.

Надевание костюма Л-1
(мин.)

6.

Надевание ОЗК в рукава
(мин.)

2

По медицинской подготовке:
Наименование норматива

Оценка
5

4

3

Снижение оценки

Временная остановка
кровотечения (сек)

30

50

60

Оказание первой помощи при
переломе конечности – плечо
(мин)

3

5

7

Оказание первой помощи при
переломе конечности –
предплечье (мин)

3

3,5

4

Оказание первой помощи при
переломе конечности – нога
(мин)

5

6

7

Надевание противогаза на

15

20

25

Конечность чрезмерно перетянута
жгутом.
Жгут наложен на несоответствующую
область. Жгут наложен на оголенное
тело без подкладки. Кожа ущемлена
жгутом. Не оставлена запись с
указанием времени наложения жгута.
Неточно подогнана шина. Неосторожное
обращение с раненой конечностью при
наложении шины. Недостаточная
фиксация шины. Нарушение
последовательности наложения шины.
Неточно подогнана шина. Неосторожное
обращение с раненой конечностью при
наложении шины. Недостаточная
фиксация шины. Нарушение
последовательности наложения шины.
Неточно подогнана шина. Неосторожное
обращение с раненой конечностью при
наложении шины. Недостаточная
фиксация шины. Нарушение
последовательности наложения шины
Маска надета не полностью. Очки
находятся не против глаз.

пораженного (сек)

Оценка уровня воспитанности юнармейцев
(определяется руководителем по наблюдениям за учащимися на занятиях)

№

Показатели

4 - высокий

3 - средний

2-низкий

1 - очень низкий

п/п воспитанности
ВОСПИТАННОСТЬ
1

2

Целеустремлен Осознает, кем и Осознает,
кем Четко не
Профессиональны
- ность
каким хочет стать, хочет стать, но представляет,кем е
намерения
стремится
к упорства
в хочет стать. В
неопределенные,
знаниям
в
обогащении
выборе профессии к
дальнейшему
сфере избранной знаниями в сфере следует советам обучению не готов
профессии
избранной
товарищей,
профессии не рекомендациям
проявляет
семьи
Требовательно Объективно
Объективно
Не самокритичен, Не самокритичен
сть к себе,
оценивает
свои оценивает
свои самооценка
и не требователен
стремление к познавательные познавательные завышена,
к себе,
самосовершенс возможности,
возможности и
работать над
отрицательно
твованию
настойчиво
черты характера, собой не умеет и воспринимает
работает над
работает над
нуждается в
объективные
собой
собой
постоянной
оценки своих
недостаточно
стимуляции со учебных
стороны
возможностей и
педагогов,
черт характера
родителей

3

Гуманность

Пресекает
грубость,
недоброе
отношение к
людям

Принимает
участие в акциях
добрых дел, но не
пресекает
грубость других

Помогает
окружающим по
поручению
учителя
или коллектива

4

Трудолюбие

Проявляет
творчество в
труде

Исполнителен в
труде

5

Любознательн Осознает личную
ость
и общественную
значимость
знании, хорошо
учится,
организует
познавательную

Трудится
при Не любит
наличии контроля трудиться,
уклоняется от
труда, несмотря
на требования
Не
осознает Учится плохо.
значения знаний, Интереса
к
учится не в
занятиям
не
полную меру сил, проявляет.
участвует в
познавательной

Осознает личную
и общественную
значимость
знаний, учится в
полную меру сил,
участвует в
познавательной
деятельности,

Недоброжелателе
н, груб

деятельность в
школе и классе

организуемой в
школе и классе

деятельности, но
лишь по
поручению и под
контролем

Знает
конституционные
законы,
соблюдает их,
поддерживает
борьбу
с
нарушениями
дисциплины и
правопорядка

Нарушает
Недостаточно
знает законы
дисциплину и
государства,
правопорядок,
допускает
требует
отклонения в
постоянного
соблюдении
контроля
правопорядка,
нуждается
в
контроле со
стороны взрослых

6

Гражданская Хорошо знает
ответственност конституционные
ь
права человека и
законы
государства.
Проявляет
инициативу и
самостоятельност
ь в борьбе
с
нарушениями
дисциплины

7

Бережливость Показывает
Бережет
пример бережного государственное
отношения к
имущество,
личному
принимает
имуществу, к
участие в защите
природе
природы

Недостаточно
бережлив,
принимает
участие в акциях
экологии и
бережливости
только при
условии
побуждения со
стороны старших

Расточителен,
причиняет ущерб
школьному
имуществу

№

Показатели

4 - высокий

3 - средний

2-низкий

1 - очень низкий

п/п воспитанности
ПАТРИОТИЗМ
8

Отношение к
Любит и бережет Любит и бережет Участвует в
Природу не
деятельности по ценит и не
родной природе природу,
природу.
охране природы бережет.
побуждает к
под
бережному
руководством
отношению
учителя.
других.

9

Гордость за свою Интересуется и Интересуется
страну
гордится
историческим
прошлым.
историческим
прошлым
Отечества,
рассказывает об
этом другим.

Знакомится с
историческим
прошлым при
побуждении

10

Служение
своими силами

Находит дела на Находит дела на
пользу малому пользу малому
Отечеству.
Отечеству и
организует
других.

Участвует в
делах на пользу
малому
Отечеству при
организации и
поддержке
учителей.

11

Забота о своем
клубе

Участвует в
делах клуба и
привлекает к
этому других.

Не интересуется
историческим
прошлым.

старших.

Испытывает
В делах клуба
гордость за свой участвует при
побуждении.
клуб, участвует в
его делах.

Не принимает
участия в делах
на пользу малому
Отечеству

В делах клуба не
участвует,
гордость за клуб
не испытывает.

САМОДИСЦИПЛИНА
12

Развитая добрая Проявляет
Проявляет
добрую волю и добрую волю и
воля
стремится
стремится
развивать ее.
развивать ее,
поддерживает
проявления
доброй и
осуждает
проявления злой
воли сверстников

Развивает волю в Силой воли не
организованных обладает и не
взрослыми
стремится ее
ситуациях,
развивать.
нередко
подчиняясь воле
других.

13

Самоуважение,
соблюдение

Добровольно
соблюдает
правила
правил культуры
культуры
поведения
поведения,
требует этого от
других.

14

Организованност Своевременно и Своевременно и
ьи
качественно
качественно
пунктуальность выполняет любое выполняет свои
дело, требует
дела.
этого от других.

При выполнении Начатые дела не
выполняет.
дел и заданий
нуждается в
контроле.

15

Требовательност Требователен к
ь к себе
себе и
товарищам,
стремится
проявить

Не всегда
требователен, не
стремится
проявить себя в
хороших делах и
поступках.

себя в хороших
делах и
поступках.

Добровольно
соблюдает
правила
культуры
поведения, не
заботится о
других.

Требователен к
себе, стремится
проявить себя в
хороших делах и
поступках.

Нормы, правила Нормы и правила
соблюдает при поведения не
соблюдает.
наличии
контроля.

К себе не
требователен,
проявляет себя в
негативных
поступках.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».