РП_удивительный мир слов

Приложение 1
к основной образовательной программе
начального общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир
слов» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 1 год в
1 классе. Этот курс внеурочной деятельности обозначен в плане внеурочной
деятельности. Данная рабочая программа является частью содержательного
раздела основной образовательной программы начального общего образования
(далее - ООП НОО).
Рабочая программа определяет организацию образовательной деятельности
учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному курсу внеурочной деятельности
с указанием форм проведения внеурочных занятий и с учетом рабочей программы
воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью ООП
НОО, определяющей:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета
Дата 30.08 2023г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
для учащихся 1 класса
Срок реализации -1 год

Разработчик: Харитонова А.А.
учитель начальных классов

г. Соликамск, 2023г

Пояснительная записка
.

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Закона РФ «Об образовании».
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе,
направлена на достижение следующих целей:
общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей
культуры человека;
зыковых средств для
решения коммуникативных задач;
знаний.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми
нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого
рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов,
основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественнообразное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаѐт условия для
формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за
соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области
«Филология» за счѐт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения
элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
их отношение народа к языку, развитие умений,
связанных с изучением языкового пространства;
деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
исследования;
русского языка.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В 1 классе всего 33 часа в год.

Содержание программы

Тема раздела
Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Буквы и звуки.
18 ч

вопросов, формулировать собственное мнение и
аргументировать его;

Сочетания жи-ши, чаща, чу-щу, чк-чн.
4ч
Кто? И Что?
2ч

сотрудничестве необходимую взаимопомощь
(работать в парах и малых группах);
представленную
в
таблице,
использовать
информацию в практической деятельности;

Действия предметов.
2ч

для выполнения учебного задания;
нимать
на слух и
информационный текст;

Признаки предметов.
2ч
Сколько
слов
предложении?
3ч
Любимые
словами
2ч

на рисунке;

игры

в

со

понимать

игры;
на
еѐ
основе
связное
монологическое
высказывание;
авильность выполнения действий,
осуществлять итоговый контроль по результату

Планируемые результаты изучения курса
В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории
русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением
слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным
способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами
употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и
правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не
только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения
курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают
возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск
информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых
ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и
практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения,
установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым
признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность
учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова,
способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые
связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами
предложения и др.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение
использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью
родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно
выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные
представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать
с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных ,
практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает
представить «единство и многообразие языкового и культурногопространства России», в
результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и
письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Личностные результаты:

Метапредметне результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Тематическое планирование
№ Тема
п/п
1
2
3
4

Буквы и звуки.
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Кто? И Что?
Действия предметов

Кол-во
часов,
отводимых на
освоение темы
18 ч
4ч
2ч
2ч

Формы проведения занятий
Кружок; круглые столы.
Соревнования
Круглые столы
Кружок

5
Признаки предметов
6
Сколько слов в предложении?
7
Любимые игры со словами
Итого:
33 ч

2ч
3ч
2ч

Кружок
Викторина
Познавательные игры

Календарно – тематическое планирование
Название плана
Параллель
Предмет
Модуль 1

1К Удивительный мир слов
(А.А. Харитонова)
1
Русский язык
1 класс
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Буквы и звуки.
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Кто? И Что?
Кто? И Что?
Действия предметов
Действия предметов
Признаки предметов
Признаки предметов
Сколько слов в предложении?
Сколько слов в предложении?
Сколько слов в предложении?
Любимые игры со словами
Любимые игры со словами

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск:
Народная асвета, 1971
Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур,
2006
Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Группа продлѐнного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина,
А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлѐнного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина,
А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование
орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж:
ВОИПКиПРО
Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя.
– Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007
Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000
Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. –
Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 1964
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература,
1988
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007
Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир
грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
Хаткина М. А. Русский язык. 3 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир
грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
Материалы для учащихся:
Безруких М. М., Логинова Е. С., Флусова Н. В. От буквы к слову, от слова к предложению:
рабочая тетрадь № 1, 2, 3, 4 для детей 6-9 лет. – М.: Вентана-Граф
Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 3-4
классов. – М.: Вентана-Граф
Михайлова С. Ю. Дружим с русским языком: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.:
Вентана-Граф
Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемым написанием: комплект рабочих тетрадей
для 2-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.
Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом.
Альбомы сюжетных картинок для развития речи учащихся 1 класса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».