РП_МДО_1 кл

Приложение 1
к основной образовательной программе
начального общего образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)
Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Междисциплинарное обучение»
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Междисциплинарное обучение» разработана в соответствии с пунктом
31.1 ФГОС НОО и реализуется 1 год в 1 классе. Этот курс внеурочной
деятельности обозначен в плане внеурочной деятельности. Данная рабочая
программа является частью содержательного раздела основной
образовательной программы начального общего образования (далее - ООП
НОО).
Рабочая программа определяет организацию образовательной
деятельности учителем в МАОУ «СОШ №12» по определенному курсу
внеурочной деятельности с указанием форм проведения внеурочных
занятий и с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью
ООП НОО, определяющей:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной
деятельности и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического
совета
Дата 30.08 2023г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Соликамского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Междисциплинарное обучение
(для 1 классов образовательных организаций)
Срок реализации -1 год

Разработчик:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Главатских Е.В.

г. Соликамск, 2023г

Пояснительная записка
Программа курса МДО предполагает максимальную гибкость содержания обучения. Учителя
обладают высокой степенью свободы в выборе конкретного содержания междисциплинарных
занятий. Это содержание отбирается исходя из:
1) потребностей учащихся в углублѐнном изучении тем по обязательной программе по
предметам;
2) с учѐтом особенностей интересов и возможностей учеников;
3) временных возможностей учебного плана
Учителями нашей гимназии, преподающим курс МДО составлены программы на
каждый год обучения в начальной школе.
Срок реализации программы – 1 год (1 класс)
Курс рассчитан на 1 ч в неделю (33 часов) специальных междисциплинарных занятий.
Специфика методики обучения определяет особенности распределения учебного
времени для осуществления программы. Так, занятия – исследования рассчитаны, как
правило, на 1 ч. Большие возможности междисциплинарной программы «Одаренный ребенок»
в отношении интеграции тем и проблем изучения из разных областей знания позволяет
включать изучение содержания таких курсов, как «Естествознание», «История» и т. п. Это
позволяет избежать перегрузок учащихся, предотвратить «разбухание» учебного плана и
увеличение учебной нагрузки при повышении образовательного уровня школьников.
Первый год обучения строится вокруг глобальной темы «Изменение», смысл которой
постепенно раскрывается с помощью серии междисциплинарных обобщений. Каждый раздел
программы посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и
определяет название раздела. В то же время в рамках раздела ученики не ограничены
открытием
и изучением только одного центрального обобщения. Они делают
дополнительные открытия, формулируют новые обобщения, которые могут иметь меньший
уровень общности, но обязательную смысловую связь с центральным. Каждое такое
обобщение позволяет ребенку продвигаться все глубже и глубже в понимании смысла
основополагающего обобщения. Так, например, в разделе «Полезные и вредные изменения»
центральное обобщение – изменения могут быть полезными и вредными. Изучение
многочисленных фактов из различных областей знаний позволяет детям не только обосновать
эту идею, но и сделать такие дополнительные обобщения: полезные и вредные изменения
взаимосвязаны; одно и тоже изменение может оцениваться по – разному в зависимости от
точки зрения; мимикрия – полезное изменение для одних животных, но вредное для других.
Количество и содержательно- смысловое разнообразие дополнительных обобщений –
вариативная часть программы, которая обусловлена следующими основными факторами:




Временные возможности учебного плана;
Особенности обязательной программы по предметам;
Индивидуальные особенности учащихся (их познавательные потребности и
возможности).
«Нельзя дважды войти в одну реку», - писал древнегреческий философ. Так было
сформулировано основополагающее философское обобщение «Все течет, все изменяется». В
настоящем курсе междисциплинарного обучения, предназначенного для учащихся 1 класса,
это обобщение также является основополагающим.

Содержание обучения
Раздел 1. Введение в тему (3 ч )
Знакомство с понятием «изменение». Естественные (природные) и искусственные изменения.
Изучение разнообразных примеров природных и искусственных изменений. Использование
различных источников информации для нахождения фактов. Классификация примеров
изменений по их происхождению (естественные и искусственные).
Рекомендуемые области знаний: естествознание, искусство, техника.
Раздел 2. Все течет. Все изменяется (14 ч)
Знакомство с понятием «факт», «гипотеза». «доказательство». Многообразие изменений в
природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе,
вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и способами ее нахождения.
Постановка исследовательских вопросов с помощью приема ключевых слов. Анализ приемов
изменения- способов, которыми пользуется человек для создания нового. Изучение
разнообразных источников информации, проведение наблюдений с целью поиска
разнообразных фактов изменений и их причин.
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, литература, музыка, живопись,
архитектура, техника.
Раздел 3. Полезные и вредные изменения (7 ч)
Полезные, вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь
между полезными и вредными изменениями. Введение понятий «критерий» и «критериальная
оценка». Оценка с помощью выделения критериев различных примеров изменений в природе,
обществе, вещах как полезных или вредных. Открытые и закрытые вопросы. Способы
постановки открытых вопросов. Изучение разнообразных источников информации о природе
и обществе.
Рекомендуемые области знания: история, естествознание, техника, искусство.
Раздел 4. Одно изменение влечет за собой другое (4 ч)
Связь одних изменений с другими. Изучение последовательности изменений в природе,
обществе, вещах, созданных человеком. Проведение опытов и наблюдений для выявления
связи одних изменений с другими (установления причин изменений).
Изучение различных источников информации.
Рекомендуемые области знания: история, техника, естествознание, литература, музыка.
Живопись.
Раздел 5. Глобальные и частные изменения (5 ч)
Глобальные и частные изменения в природе и обществе. Критерии для оценки масштаба
(значимости) изменений. Последствия глобальных и частных изменений в природе и
обществе. Оценка явлений, процессов и событий как глобальных, так и частных с помощью
критериев. Изучение примеров глобальных и частных изменений в истории нашей планеты и
в истории цивилизации. Занятия – применения.

Рекомендуемые области знания: история, естествознание, культура.

Планируемые результаты освоения рабочей программы
Курс МДО в начальной школе предполагает ознакомление и формирование умения
оперировать необходимым «словарем исследователя» - такими понятиями, как факт, мнение,
гипотеза, доказательство, критерий и т. п. В процессе осуществления различных исследований
на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся
предоставлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах. Дети
учатся:





Анализировать;
Классифицировать;
Сравнивать;
Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью
разных критериев;
 Рассматривать проблему с разных точек зрения;
 Проверять;
 Доказывать;
 Устанавливать последовательность;
 Устанавливать причинно- следственные связи;
 Делать умозаключения;
 Комбинировать;
 Преобразовывать;
 Предсказывать;
 Придумывать новое;
 Вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:






Ставить исследовательские вопросы;
Формулировать проблемы;
Выдвигать гипотезы;
Составлять план работы;
Вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения
необходимой информации и проверки гипотез;
 Планировать и проводить небольшие интервью;
 Собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии,
словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т. п.);
 Организовывать (систематизировать) информацию.
Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в
начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов
своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет,
модель, небольшой сценарий, рассказ, доклад и т. п.
Проведение междисциплинарных занятий позволят учащимся проявить и
развить свою одаренность и индивидуальные потребности. Развить мотивационно личностную сферу, интеллектуальные и творческие способности не только одаренных
школьников, но и их «обычных» сверстников. Курс МДО способствует развитию речи и
коммуникативных умений, формированию эффективных способов учебной работы,
расширяет возможности для проявления и развития творческой активности учащихся, как в
учебной, так и во внеурочной деятельности.

Кроме этого занятия МДО позволяют достигнуть высоких результатов на творческих
конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах и т.д.
Перечень диагностических методик для оценки результативности обучения
1. Развитие интеллектуальных способностей:
А.З. Зак Методы развития интеллектуальных способностей у детей;
Н.И. Полианова, И. В. Ривина Диагностика системного мышления детей 8-11 лет
Матрицы Равена Стандартные прогрессивные матрицы
2. Развитие творческих способностей:
П.Торренс Тест творческого мышления
3. Развитие мотивационной сферы:
Т.А. Нежнова Методика диагностики мотивации учения у детей 8-11 лет
В.С. Юркевич Методика диагностики познавательной потребности
Методика «Экспертное оценивание исследовательской позиции в обучении»

Тематическое планирование
Раздел 1. Введение в тему.(3ч)
Цель: собрать факты из разных источников информации об изменениях в природе, обществе,
вещах, сделанных человеком. Классифицировать разнообразные примеры изменений по их
происхождению (естественные и искусственные). Представить результаты в виде рисунков,
таблиц, схем, коллекций журнальных вырезок.
№ Обобщение
п/п
1. Изменение – переход от того, что было,
к тому, что стало.
2. Изменение – переход от того, что было,
к тому, что стало.
3. Изменения могут быть естественными
и искусственными.

Тип занятия
Подведение под понятие.

Кол-во
часов
1

Применение

1

Классификация

1

Раздел 2. Все течет, все изменяется (14 ч)
Цель: доказать и развивать гипотезу о том, что изменения происходят всегда и везде (в
природе, обществе, вещах, созданных человеком). Изучить причины изменений в природе,
обществе, вещах. Изучить разнообразные научные и художественные источники, провести
наблюдения и опыты с целью поиска фактов для доказательства гипотезы. Представить
результаты в разнообразных формах: в виде рисунков, таблиц, графиков, макетов, коллекций,
рассказов и т. п.

№
п/п
1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

Тема занятия (обобщение)

Тип занятия

Все течет, все изменяется
Все течет, все изменяется (введение
понятия «факт», «доказательство»)
Все течет, все изменяется : опыты
помогают получать новые факты об
изменениях.
Определение
понятия
«пословица»(Пословица – краткое
народное изречение с назидательным
содержанием)
Определение понятия «пословица»
Все течет, все изменяется: сказки, как
и пословицы, могут изменяться.
Все течет, все изменяется: сказки, как
и пословицы, могут изменяться.
Существуют общие (универсальные)
способы изменения вещей, с помощью
которых можно создавать что – то
новое.
Все течет, все изменяется: сказки, как
и пословицы, могут изменяться
Прием комбинаций – еще один способ
изменения вещей (получения нового)
Вопросы помогают узнавать новое.

Индуктивное исследование
Дедуктивное исследование

Кол-во
часов
1
1

Эмпирическое исследование 1
– применение.
Подведение под понятие

1

Применение
Дедуктивное исследование

1
1

Применение

1

Эмпирическое исследование 1
индуктивного типа.
Дедуктивное исследование

1

Применение

1

Эмпирическое исследование 1
дедуктивного типа
Все течет, все изменяется: всякое Индуктивное исследование
1
изменение в природе имеет причину.
Изменения в одежде людей имеют Индуктивное исследование
1
причину.
Все течет, все изменяется: всякое Индуктивное исследование
1
изменение происходит по какой – то
причине.

Раздел 3. Полезные и вредные изменения. (7 ч)
Цель: сделать заключение о том, что изменения в природе, обществе, вещах, сделанных
человеком, могут быть как полезными, так и вредными. Доказать, что изменения могут быть
полезными и вредными одновременно. Оценить с помощью
выделенных критериев
различные примеры изменений в природе, обществе, вещах как полезные или вредные.
Изучить разнообразные источники о природе и обществе. Представить результаты в виде
таблиц, рисунков, газет и т. п.
№ п/п Тема занятия (обобщение)
1.
2.
3.
4.

Изменения могут быть полезными и
вредными.
Изменения могут быть полезными и
вредными одновременно.
Полезные и вредные изменения
связаны друг с другом.
Изменения могут быть полезными и
вредными: открытия
знаменитых

Тип занятия
Индуктивное исследование

Кол-во
часов
1

Дедуктивное исследование

1

Индуктивное исследование

1

Индуктивное исследование

1

5.
6.

7.

путешественников
приводили
к
многочисленным изменениям в жизни
людей.
Одна и та же проблема может Поиск решения проблемы
решаться разными способами
Изменения могут быть полезными и Дедуктивное исследование
вредными:
критерии
помогают
оценить событие как полезное или
вредное.
Вопросы могут быть открытыми и Подведение под понятие
закрыитыми.

1
1

1

Раздел 4. Одно изменение влечет за собой другое. (4 ч)
Цель: вывести, доказать и развивать гипотезу о том, что одно изменение неизбежно приводит
к другому. Выделить причины, вызывающие цепочку изменений. Изучить различные научные,
художественные, литературные и музыкальные источники. Представить результаты в виде
рассказов, рисунков. Таблиц, записей, «цепочек» мыслей.
№ п/п

Тема занятия (обобщение)

1.
2.

Изменение неизбежно
Индуктивное исследование
Одно изменение влечет за собой Индуктивное исследование
другое
Одно изменение влечет за собой Эмпирическое исследование 1
другое
(дедуктивного типа)
Одно изменение влечет за собой Применение
1
другое

3.
4.

Тип занятия

Кол-во
часов
1
1

Раздел 5. Глобальные и частные изменения. (5 ч)
Цель: вывести заключение о том, что изменения в природе, обществе, вещах, созданных
человеком, могут различаться по значимости (масштабу последствий). Определить критерии
для установления значимости тех или иных изменений. Оценить различные изменения как
глобальные или частные. Привести примеры глобальных и частных изменений, представляя
их в виде рисунков и цепочек последствий, написать рассказы о глобальных и частных
изменениях.
№ п/п Тема занятия (обобщение)
1.
2.

3

Тип занятия

Колчасов
Изменения могут быть разной Подведение под понятие 1
значимости (величины)
(индуктивное исследование)
Изменения могут быть глобальными и Индуктивное исследование
1
частными. Численность и размер
территории – критерии, которые
необходимо использовать для того
чтобы
определить,
с
какими
изменениями мы столкнулись –
глобальными или частными.
Глобальные и частные изменения Занятие-применение
1
(написать рассказ «Что бы я сделал
для всего мира»)
Глобальные и частные изменения
Занятие-применение
1
Итоговое занятие-конкурс творческих Занятие-применение
1

во

работ
Приложение 6
Календарно-тематическое планирование
Название плана

Курс внеурочной
деятельности
«Междисциплинарное
обучение»

Параллель

1 класс
Введение в тему
Изменение – переход от того, что было, к
тому, что стало.
Изменение – переход от того, что было, к
тому, что стало.
Изменения могут быть естественными и
искусственными.
Все течет, все
изменяется
Все течет, все изменяется
Все течет, все изменяется (введение
понятия «факт», «доказательство»)
Все течет, все изменяется : опыты
помогают получать новые факты об
изменениях.
Определение
понятия
«пословица»(Пословица – краткое народное
изречение с назидательным содержанием)
Определение понятия «пословица»
Все течет, все изменяется: сказки, как и
пословицы, могут изменяться.
Все течет, все изменяется: сказки, как и
пословицы, могут изменяться.
Существуют
общие
(универсальные)
способы изменения вещей,
с помощью
которых можно создавать что – то новое.
Все течет, все изменяется: сказки, как и
пословицы, могут изменяться
Прием комбинаций – еще один способ
изменения вещей (получения нового)
Вопросы помогают узнавать новое.
Все течет, все изменяется: всякое
изменение в природе имеет причину.
Изменения в одежде людей имеют причину.
Все
течет, все изменяется: всякое
изменение происходит по какой – то
причине.

Полезные и вредные
изменения
Изменения могут быть полезными и
вредными.
Изменения могут быть полезными и
вредными одновременно.
Полезные и вредные изменения связаны друг
с другом.
Изменения могут быть
полезными и
вредными:
открытия
знаменитых
путешественников
приводили
к
многочисленным изменениям в жизни
людей.
Одна и та же проблема может решаться
разными способами
Изменения могут быть полезными и
вредными: критерии помогают оценить
событие как полезное или вредное.
Вопросы могут быть
открытыми и
закрытыми.
Одно изменение
влечет за собой
другое
Изменение неизбежно
Одно изменение влечет за собой другое
Одно изменение влечет за собой другое
Одно изменение влечет за собой другое
Глобальные и частные
изменения
Изменения могут быть разной значимости
(величины)
Изменения могут быть глобальными и
частными.
Численность
и
размер
территории
–
критерии,
которые
необходимо использовать для того чтобы
определить, с какими изменениями мы
столкнулись – глобальными или частными.
Глобальные и частные изменения (написать
рассказ «Что бы я сделал для всего мира»)
Глобальные и частные изменения
Итоговое
работ

занятие-конкурс

творческих


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».