1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители), экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы. 1.5. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры: качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям обучающихся, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) — это система мероприятий, организуемых Школой и необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством получения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательного процесса, который реализуется в Школе, и результатах освоения программ обучающимися; документы ВСОКО — это совокупность информационно- аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности Школы; мониторинг — это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; оценка/оценочная/контрольно-оценочная совокупность мероприятий, направленных процедура — на установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным, в том числе в рамках образовательной программы; ГИА — государственная итоговая аттестация; ООП — основная образовательная программа. 2. Основные цели, задачи и принципы оценки качества образования 2.1. Целями оценки качества образования в Школе являются: - формирование обеспечивающей единой системы определение оценки факторов и состояния образования, своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОО; - получение объективной информации о состоянии качества образования, степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным стандартами, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности ОО и повышение информированности участников образовательных отношений при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы ОО. - предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; 2.2. Основными задачами являются: - сформировать систему критериев и показателей, позволяющую эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - сформировать единый подход к оценке качества образования и ее измерению; - выявить факторы, влияющие на качество образования; - обеспечить доступность качественного образования; - определить степень соответствия условий осуществления образовательной деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО, государственным требованиям; - оценить уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся; - определить степень соответствия результатов качества образования ФГОС НОО, ОО и СОО; - содействовать развитию профессионального мастерства педагогических работников школы, определить направлений повышения квалификации педагогических работников; - установить педагогических уровень соответствия работников школы профессиональных требованиям компетенций «Профессионального стандарта. Педагог»; - определить размер стимулирующих выплат педагога; - осуществлять самообследование деятельности ОО, развитие форм оценки качества образования, включая самооценку и педагогическую экспертизу; - расширить общественное участие в управлении образованием в ОО и формирование экспертного сообщества; - проанализировать эффективности принимаемых управленческих решений; - разработать адресные рекомендации на основе анализа полученных данных; - обеспечить информационную открытость оценочных процедур. 2.3. В основу оценки качества образования положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - единства и сопоставимости критериальных подходов, инструментов и результатов; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в образовательной организации; - сопоставимости системы показателей с федеральными, краевыми требованиями в области качества образования. 3. 3.1. Организационная и функциональная структура ВСОКО Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: - администрацию ОО, - педагогический совет, - методический совет, - методические объединения учителей-предметников, - иные временные субъекты. 3.2. В функции администрации в рамках ВСОКО входит: - формирование, утверждение приказом директора ОО и контроль исполнения блока локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО, и приложений к ним; - разработка мероприятий и подготовка предложений, направленных на совершенствование системы ВСОКО, участие в этих мероприятиях; - обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организация системы мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществление сбора, обработки и хранения информации о состоянии и динамике развития; анализ результатов оценки качества образования на уровне ОО; - организация изучения информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечение условий для подготовки работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольнооценочных процедур; - предоставление информации о качестве образования на муниципальный, региональный уровни системы оценки качества образования; - формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, самообследование, публичный доклад, др.); - принятие управленческих решений по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Педагогический совет образовательной организации: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ОО; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием; - принимает участие: 1. в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательной организации; 2. в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных системы результатов, образования; условий в экспертизе организации качества образовательной деятельности; 3. в оценке качества и результативности труда работников ОО, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, установленном локальными актами; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со ОО по вопросам обучения и воспитания обучающихся, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в образовательной организации, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ОО; - принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 3.4. Методический совет и методические объединения учителей-предметников ОО: - участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей, характеризующих образовательной организации, состояние критериев и динамику оценки развития результативности профессиональной деятельности педагогов; - содействуют подготовке работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования. 3.5. В функции психолого-педагогической службы ОО в рамках ВСОКО входит: - проведение психологических исследований, направленных на выявление различных затруднений обучающихся; - оценка уровня адаптации и степени психологического комфорта пребывания обучающихся в ОО; - разработка рекомендации для педагогов и администрации ОО по оптимизации условий образовательного процесса в ОО; - разработка предложений для администрации ОО по повышению качества образования. 4.5. В функции органов государственно-общественного управления (совет родителей в соответствии с полномочиями, определенными уставом ОО) в рамках ВСОКО входит: - общественная оценка качества образования как составляющая внешней оценки качества; - оценка эффективности реализации программы развития ОО и обеспечения качества условий обучения. 4. Организация оценки качества образования 4.1. Компоненты ВСОКО: - оценка реализуемых в ОО образовательных программ; - оценка качества результата освоения обучающимися образовательных программ всех уровней образования; - оценка качества результата освоения обучающимися результатов воспитывающей деятельности; - оценка деятельности педагогических и руководящих работников ОО; - оценка качества условий образовательной деятельности; 4.2. Оценка реализуемых в ОО образовательных программ включает в себя: 4.2.1 Оценку содержания образования, которая проводится в форме внутренней экспертизы ООП по уровням общего образования на предмет соответствия основных образовательных программ, адаптированных основных образовательных программ, программы воспитания, учебных планов и рабочих программ требованиям ФГОС и ФООП. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработанные согласно требованиям ФГОС и в соответствии с ФОП. Оценка проводится на этапе ее разработки или изменений (до утверждения) на предмет соответствия содержания и структуры ООП федеральным требованиям. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) отражаются в протоколе методического совета. В случае внесения в ООП изменений или дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС и ФОП соответствующего уровня общего образования. По результатам оценки образовательных программ выносится решение о внесении соответствующих изменений. Изменения вносятся на основании приказа руководителя ОО с учетом протокола принятия изменений со стороны педагогического совета ОО. 4.2.2. Отчет о выполнении объема образовательных программ (используются для своевременной корректировки образовательного процесса); 4.3. Оценка качества результата освоения обучающимися образовательных программ всех уровней образования включает (приложение 1): - уровень освоения образовательных программ (результаты промежуточной аттестации); - результаты внешних оценочных процедур; - результаты ВПР; - результаты ГИА в 9 классе; - результаты ГИА в 11 классе; - достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. результаты участия в олимпиадах и конкурсах, НПК. 4.4. Оценка качества результата освоения обучающимися результатов воспитывающей деятельности (приложение 2): - охват обучающихся системой ученического самоуправления; - состояние социальной адаптации обучающихся; - выполнение плана внеурочной деятельности; - охват обучающихся организационным летним отдыхом; - состояние здоровья обучающихся. 4.4. Результаты деятельности педагогических и руководящих работников образовательной организации, включающие (Приложение 3): - результаты аттестации педагогических работников и руководителя ОО, - результаты профессиональных педагогических конкурсов, - стремление к профессиональному росту (повышение квалификации); - стремление к профессиональной активности и трансляции опыта; - способность педагогов к инновационной и экспериментальной деятельности» - участие в деятельности методических профессиональных объединениях школы и города; - состояние инновационной деятельности школы 4.5. Качество условий образовательной деятельности (Приложение 4): - кадровое обеспечение; - психолого-педагогические условия; - материально-техническое обеспечение; - учебно-методическое информационное обеспечение; 5. Использование информации, полученной в рамках ВСОКО 5.1. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности устанавливаются в плане ВСОКО. 5.2. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляются путем предоставления информации: - основным потребителям результатов ВСОКО; - средствам массовой информации через самообследование образовательной деятельности школы за календарный год, в том числе путем размещения на официальном сайте школы в сети Интернет; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте образовательной организации. 5.3. Результаты ВСОКО используются для решения управленческих задач на уровне ОО для: - информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации; - разработки программ и планов адресной помощи обучающимся и группам обучающихся; - поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации; - разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся; - анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников ОО; - подготовки программ и планов повышения квалификации педагогического коллектива и индивидуальных планов развития педагогов; - планирования работы методических объединений; проведения самообследования и подготовки публичных отчетов; - оптимизации инфраструктуры и системы управления; - планирования внутреннего контроля. 6. Документы ВСОКО 6.1. К документам ВСОКО относятся: - отчет о самообследовании; - сводные ведомости успеваемости; - аналитические справки по результатам мониторингов, опроса удовлетворенности родителей, плановых административных проверок и др. - аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых диагностик и ГИА; - анкетно-опросный материал; шаблоны стандартизованных форм и др.; - приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления образовательным учреждением. 6.2. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется, в зависимости от задач административного контроля в текущем учебном году. Приложение 1 Показатели оценки качества результата освоения обучающимися образовательных программ всех уровней образования Единица № Показатели измерения 1. Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на Чел./% «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 2. Средний балл ВПР обучающихся 4 класса Балл - по математике - по русскому языку - по окружающему миру 3. Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку Балл 4. Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике Балл 5. Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку Балл 6. Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике Балл 7. Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности выпускников 9-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11-го класса Доля высокобалльных работ ЕГЭ по предметам от общего количества сдававших (80-100 баллов) Доля выпускников, получивших 225 баллов и более по трем и предметам ЕГЭ от общего количества выпускников 11 класса Доля выпускников 11 класса, поступивших в ВУЗы и СПО Пермского края от общего количества выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие во Всероссийской олимпиаде школьников, в общей численности учащихся Чел./% 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% 19. 20. 21. 22. - муниципального уровня - регионального уровня - федерального уровня - международного уровня Численность/удельный вес численности учащихся – победителей и призеров ВсОШ, в общей численности участников - муниципального уровня - регионального уровня - федерального уровня - международного уровня Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных рейтинговых конкурсах, олимпиадах, НПК (интеллектуальной направленности) в общей численности учащихся - муниципального уровня - регионального уровня - федерального уровня - международного уровня Численность/удельный вес численности учащихся – победителей и призеров конкурсов (кроме ВсОШ) в общей численности участников - муниципального уровня - регионального уровня - федерального уровня - международного уровня Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Приложение 2 ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Показатели 6. Доля обучающихся , состоящих на информациооном учете семей и детей группы риска социально опасного положения , на межведомственном учете семей и детей, находящихся в социально опасном положении, охваченных дополнительным образованием (один обучающийся считается один раз). от общего количества обучающихся Доля обучающихся, состоящих на информационном учете семей и детей группы риска социально опасного положения, на межведомственном учете семей и детей, находящихся в социально опасном положении, охваченных различными формами занятости и отдыха в летний период (не менее 14 дней, один обучающийся считается один раз), от общего количества обучающихся Доля обучающихся 7-11 классов, принявших участие в социальнопсихологическом тестировании, от общего количества обучающихся 711 классов Доля обучающихся 6-11 классов, принявших участие в первичной диагностике в рамках психолого-педагогического обследования от общего количества обучающихся 6—11 классов Доля обучающихся, занимающихся в системе дополнительного образования и получающих дополнительное образование, от общего количества обучающихся Наличие школьного театра, включенного во Всероссийский реестр 7. Наличие шахматного кружка 1. 2. 3. 4. 5. Единица измерения % % % % % Да/нет Да/нет Наличие школьного музея, включенного во Всероссийский реестр музеев образовательных организаций 9. Наличие кружка (КВД) туристско-краеведческой направленности Да/нет 10. Наличие школьного спортивного клуба, включенного во Всероссийский Да/нет 8. 11. 12. 13. 14. 15. 16. реестр школьных спортивных клубов Наличие первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Доля участников от общего количества обучающихся 14-18 лет Участие в федеральном проекте «Орлята России». Реализация треков классами Количество обучающихся, включѐнных в систему ученического самоуправления Выполнение часов учебного плана внеурочной деятельности: 1-4 классы, 5 — 9 классы, 10 — 11 классы Количество обучающихся, охваченных организованным летним отдыхом в школе Количество обучающихся, имеющих группы здоровья: основную, подготовительную, специальную Да/нет % Кол-во классов Чел % Чел Чел Количество обучающихся, занятых в конкурсном движении, спортивной, творческой направленности от общего числа обучающихся 17. - муниципального уровня - регионального уровня - федерального уровня - международного уровня Численность/удельный вес численности учащихся – победителей и призеров конкурсов в общей численности участников 18. - муниципального уровня - регионального уровня - федерального уровня - международного уровня Наличие и реализация Плана профориентационный работы, 19. взаимодействие с предприятиями, организациями. Процент выполнений плана Чел./% Чел./% Да/нет % Приложение 3 Показатели оценки результатов деятельности педагогических и руководящих работников школы 1. Доля аттестованных педагогов. Единица измерения Чел./% 2. Доля педагогов высшей квалификационной категории. Чел./% 3. Доля педагогов первой квалификационной категории. Чел./% Чел./% 8. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 (108) часов за 3 последние года Участие в конкурсах профессионального мастерства (Количество и доля) Доля педагогов, принимающих активное участие в деятельности методических формирований гимназии. Доля педагогов, принимающих активное участие в деятельности городских методических формирований, сетевых профессиональных сообществах. Доля педагогов, ведущих экспертную деятельность. 9. Доля педагогов, участвующих в трансляция инновационного опыта Чел./% 10. Доля педагогов, участвующих в реализации инновационных проектов Чел./% № Показатели 4. 5. 6. 7. 11. 12. 13. 14. 15. 16. гимназии Доля педагогов, реализующих собственные проекты, социальные и образовательные инициативы. Доля педагогов, имеющих авторские, авторизованные программы, апробирующие новые YMK. Доля учителей, использующих современные педагогические технологии. Доля педагогов, организующих урок/занятие в соответствии с требованиями ФГОС. Степень выполнения технического задания МО, проблемными, творческими группами Наличие статуса ОУ, реализующего инновационные проекты Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Да/нет Приложение 4 ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Единица Группа условий Критерии оценки измерения Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее Кадровые Чел./% образование, в общей численности педагогических условия работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности Чел./% (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности Чел./% педагогических работников, в том числе: – первая; – высшая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж Чел./% работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю Чел./% профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в Чел./% условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Количество педагогов-психологов в штатном ПсихологоЧел. расписании педагогические Количество педагогов-психологов по условия Чел. совместительству Количество социальных педагогов Чел. Доля педагогических работников с вмененным функционалом тьютора в общем количестве Чел./% педагогических работников Количество дополнительных образовательных программ на базе ОО, разработанных при участии Ед. (соавторстве) педагога-психолога Наличие оборудованного помещения, Имеется/не приспособленного для индивидуальных имеется консультаций с обучающимися, родителями Наличие оборудованных образовательных пространств для психологической разгрузки; рекреационных зон Количество компьютеров в расчете на одного Материальноучащегося технические Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с условия ФГОС/федеральными или региональными требованиями) Наличие читального зала библиотеки, в том числе: –с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; – с медиатекой; – оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов; – с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; – с возможностью размножения печатных бумажных материалов Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося Соответствие используемых учебников и учебных Учебнопособий федеральному перечню методическое и информационное Процент обеспеченности обучающихся учебниками, учебными пособиями обеспечение Количество экземпляров художественной и справочной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете Наличие общедоступного аннотированного перечня информационных образовательных ресурсов интернета Соответствие структуры и содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Доля электронных дневников обучающихся ИС «ЭПОС», где информация представлена качественно Доля педагогических работников и обучающихся, использующих в образовательной деятельности «СФЕРУМ» - педагоги - обучающиеся Доля педагогических работников и обучающихся, использующих в образовательной деятельности ФГИС «Моя Школа» - педагоги - обучающиеся Имеется/не имеется Ед. Ед./% Да / нет Чел./% Кв. м Соответствует/не соответствует % Ед. Да/Нет Соответствует/ не соответствует % % %